Все устные и письменные речевые формы делового дискурса относят к деловой риторике. Это деловая переписка, телефонный разговор, все жанры устных выступлений (презентации, лекции, деловые беседы и др.), ведение переговоров, проведение совещаний и т.п. Дальше виды деловой риторики будут рассмотрены подробнее.
Существуют некие общие правила делового дискурса, призванные минимизировать непонимание и неправильную интерпретацию. Согласно этим правилам, деловую информацию необходимо доносить до адресанта:
· грамотно;
· доступно;
· четко;
· убедительно;
· логично;
· аргументированно.
Специфика структуры и подачи контента в деловой риторике обусловлена следующими параметрами:
· составом и уровнем аудитории;
· содержанием выступления;
· адекватной оценкой собственных возможностей.
В деловой риторике принято выделять следующие жанры:
· презентация;
· деловая беседа (собеседование при трудоустройстве);
· совещание;
· переговоры;
· деловая переписка;
· телефонный разговор.
|
|
Основная специфика проведения презентации
Не секрет, что эффективность презентации зависит от множества факторов:
· от четкой формулировки целей;
· знания аудитории;
· эффективного начала; структурированной основной части;
· плавных переходов, подкрепленных яркими примерами;
· хорошо резюмированного заключения;
· хорошего наглядного материала;
· внешнего вида презентующего (его вербальных и невербальных характеристик) и т.д.
В любой презентации есть три ключевых компонента, вокруг которых, собственно, и происходит действие: сам презентующий, контент и аудитория.
К числу самых распространенных причин презентационных неудач относят: недостаток подготовки, незнание аудитории и собственно неумение управлять ходом презентации. Совершенно очевидно, что всеми этими навыками редко кто владеет с рождения: в основном они обретаются с опытом.
Подготовка презентации включает в себя продумывание логистической стороны процесса: количество участников и уровень их образования (целевой портрет аудитории), степень их компетентности в вопросе; время, необходимое для изложения материала; место (каким образом рассадить участников для получения максимального эффекта); оборудование, необходимое для изложения материала данного формата (компьютер, проектор, флипчарт, доска и т.д.). Также очень важно отвести время для самоподготовки: репетиции доклада, снятию волнения и стресса.
Особое внимание при подготовке и проведении презентации следует уделять планированию изложения контента, а также способам управления вниманием аудитории. Для этого, как правило, многие презентующие заранее оговаривают формат общения ("сначала мой доклад, а затем вопросы"), продумывают примеры, использование наглядных материалов, способы переключения внимания. Очевидно, что позитивное впечатление от презентации, кроме всего вышеперечисленного, оставят также:
|
|
• окончание на высокой позитивной ноте;
• яркие примеры;
• вербальный и невербальный контакт с аудиторией;
• компетентные ответы на вопросы;
• внимательные и уважительные ответы на вопросы аудитории;
• благодарность аудитории за внимание.
Впечатление от презентации складывается из совокупности факторов. В первую очередь это сам презентующий: его голос (темп, тембр, интонация), внешний вид, осанка и психологическое состояние при контакте с аудиторией. Особенно важен "контакт глаз" со слушателями. Для удержания внимания рекомендуется менять время от времени интонацию и темп речи, выделять наиболее важные моменты логическим ударением. Жесты, в идеале, должны сочетаться со словами и усиливать их воздействие. Есть жесты, которые портят общее впечатление при официальном общении, например:
• руки в карманах;
• руки в замок за спиной;
• поправление прически;
• "заламывание рук".
В деловом этикете считаются недопустимыми следующие элементы внешнего вида презентующего: неопрятная, стоптанная обувь, немытые волосы, белые носки, короткие штаны (для мужчин). Слишком яркая косметика и распущенные волосы (для женщин).
Саму презентацию можно построить в разных форматах:
• эмпирическом ("кто", "что", "где", "когда", "как", "почему", "что в итоге");
• теоретическом (анализ проблемы, цель, задачи, предложения по ее решению, результаты, выводы);
• диалектическом (тезис – антитезис – синтез);
• нарративном (многочисленные примеры, основная идея).
Наглядные средства должны соответствовать следующим критериям: читаемость, эргономичность, адекватность и простота. Оптимальное количество информации, которая воспринимается, это шесть строчек по шесть слов.
Важным компонентом презентации являются вопросы. Вопросы может задавать лектор с целью выявления уровня понимания материала. Вопросы также обычно задают слушатели после окончания презентации.
Лучше планировать вопросы заранее, оставляя для них некоторое время в конце. Рекомендуется распределять вопросы равномерно по аудитории.
Отвечая на вопросы аудитории, необходимо учесть, что при ответе надо обращаться ко всей аудитории, всегда стараться связывать ответ на вопрос с главной идеей презентации. Не рекомендуется отвечать па вопрос слишком долго. Максимальное время ответа – одна минута.
Таким образом, эффективность презентации зависит от того:
• как были рассажены слушатели в аудитории;
• насколько адекватно и четко сформулированы цели;
• насколько разнообразна репрезентативная техника;
• налажен ли зрительный контакт;
• насколько адекватно используются вербальные и невербальные коммуникативные параметры;
• поддерживается ли контакт с аудиторией;
• насколько хорошо презентующий ответил на вопросы.
Дж. Гитомер в книге "Найти свой путь", говоря об эффективной работе с аудиторией, дает следующие рекомендации:
1) помните, что в первую очередь аудитория "покупает" вас;
2) выступление – своего рода шоу; необходимо создавать радостный настрой;
3) аудиторией нужно управлять с помощью самообладания и открытости;
4) сначала установите контакт с аудиторией, а лишь затем начинайте говорить;
5) заставьте аудиторию смеяться, но постарайтесь обойтись без глупых шуток;
6) хороший внешний вид – плюс пять очков в вашу пользу;
7) не возбраняется использовать раздаточный материал;
|
|
8) желательно иметь в своем арсенале парочку наглядных историй, иллюстрирующих материал;
9) имейте, как минимум, три новые идеи, которые непосредственно касаются слушателей;
10) нс мотивируйте аудиторию, а вдохновляйте.
Можно:
• использовать свои записи;
• использовать слайды;
• быть взволнованным.
Нельзя:
• быть неподготовленным;
• льстить аудитории;
• "разглагольствовать" о самом себе;
• рассказывать истории, не относящиеся к теме выступления.