В этой истории продолжается знакомство с простыми комбинаторными задачами – они способствуют развитию логического мышления и являются хорошей тренировкой в счётной деятельности

    Проснувшись накануне своего дня рождения, Тимка сразу понял, что проспал, хотя за окном была ночь и светила огромная полная луна. Луна-то ему всё и напомнила: как раз этой ночью они с Шашей и Настей собрались вызывать духов! Ведь полнолуние, как всем известно, - самое лучшее время для вызывания духов. И если их не вызвать сегодня, придётся ждать почти целый месяц до следующего полнолуния!

Поясните детям, что такое «полнолуние», подберите иллюстрации, покажите другие фазы Луны.

    Штаны Тимка нашёл почти сразу – на них в углу спал Витамин. Рубашку найти было труднее, но Тимка вовремя вспомнил, что вчера вечером она была не рубашкой, а великаном-людоедом, и, подставив стул, снял её с двух гвоздей под потолком. А потом полез под кровать за сандалиями. Тимка знал, что под кроватью три пары сандалий – синие, красные и коричневые. Но когда он вытащил из-под кровати все три пары, то обнаружилось, что даже при свете полной луны он не может отличить одни от других!

- Не могу же я появиться перед духами в сандалиях разного цвета! – с досадой думал он. – Что они обо мне подумают?

    Тимка хотел зажечь свет, но вовремя спохватился, что свет может встревожить бабушку. И тогда вряд ли она его отпустит: после ночного «великого пугания» она почему-то стала немного мнительной.

    «Возьму-ка все шесть сандалий, - подумал Тимка, - и пойду на кухню – там в шкафу лежит фонарик». Он сгрёб все сандалии в охапку и направился к двери, но возле самой двери ему вдруг пришло в голову, что все шесть сандалий брать не обязательно!

Обсудите с детьми, сколько сандалий надо взять, чтобы среди них наверняка оказалась одна пара одного цвета – любого. Подсказка: не меньше четырёх, поскольку в худшем случае (если взять три) они могут оказаться все на одну ногу. Добавление одной сандалии обязательно создаст «родную пару». Рассмотрите варианты этого задания: сколько сандалий надо взять, если Тимку устраивает не любая пара. Например, если он хочет быть в красных сандалиях, ему надо взять пять сандалий, а если в синих – то все шесть. Разбор вариантов поможет детям лучше понять простейшие логические выводы.

    Разобравшись с сандалиями, Тимка тихонько выскользнул из дома. Бормоча что-то себе под нос, он набрал воды из колодца, наполнив лейку – ту самую, «из-под варенья», - и помчался к большому дубу на опушке леса. Шаша и Настя были уже там.

- Луна круглая, как шковородка! – восхищался Шаша, тыча пальцем в небо. – Шамое время выживать духов!

- Всё принесли? – спросил Тимка.

- Я взяла три платка, - показала Настя.

- А я принёш фашоль, - доложил Шаша, хлопая по набитым карманам.

- Ты должен был взять горох! – упрекнул Тимка.

- Гороха я ночью не нашёл. Но фашоль даже вкушнее!

- Ты что, думаешь, духи её кушать будут? Сырую-то!

- А ты воду вжял? – перевёл разговор Шаша.

- Полную лейку! – похвастал Тимка.

- Набирал при луне? – деловито спросила Настя.

- А то как же!

- Колдование говорил?

- Три раза!

- Повтори! – потребовала Настя. – А то вдруг ты что-то перепутал, и вода не заколдовалась, как следует!

    И Тимка скороговоркой произнёс:

Наберу-ка я воды, чтобы не было беды,

Чтоб у злого духа отвалилось ухо!

- Всё правильно, - подтвердила Настя.

- Начинаем!

    Прежде всего надо было облить друг друга заколдованной водой, чтобы защититься от злых духов. Сначала Тимка облил Настю. Как следует: он хотел защитить её понадёжнее.

- Хватит! – завизжала Настя, почувствовав, как струйка колодезной воды потекла вдоль спины. – Теперь давай я тебя защищу!

    Она выхватила у Тимки лейку и почти всю вылила ему на голову.

- А мне? – встревожился Шаша. – Мне оштавьте!

    Когда все стали достаточно мокрыми и защищёнными, Шаша посыпал на землю фасоли, сделав аккуратный кружок. Потом все встали внутрь этого кружка и старательно завязали друг другу глаза платками – ведь духи терпеть не могут, когда за ними подсматривают.

- Теперь становимся все на левое колено, - скомандовал Тимка. – Раз, два…

- А какое колено у меня левое? – спросила Настя.

    И тут вдруг выяснилось, что никто не знает, какое колено у него левое.

Воспользуйтесь случаем и поинтересуйтесь, а знают ли дети, где у них левое колено (правое ухо, левый глаз и т.д.)?

- Ешли мне ражвяжать глажа, я шкажу, какое колено у меня точно правое, - пообещал Шаша.

- А зачем глаза-то развязывать? – удивилась Настя.

- На правом колене у меня родинка, - объяснил Шаша. – Большая. Её при луне видно.

    Наконец, нужные колени были успешно найдены, и каждый стал на своё левое колено. Все взялись за руки и замерли, ожидая духов. Прошла минута. Другая. Третья.

- Чего-то они не вызываются, - прошептала Настя.

- Так мы же их и не выжываем, - тихо отозвался Шаша. – мы же молчим!

- А на каком языке их надо вызывать? – поинтересовалась Настя. – На русском, английском или, может быть, на китайском?

    И тут Тимка вырвал у Насти свою руку и хлопнул себя по лбу. Поьтеряв равновесие, Настя хлопнулась лбом о Шашин лоб.

- Как я мог забыть! – вскричал Тимка. – Ведь духов-то надо вызывать на их языке!

- А ты его жнаешь? – осведомился Шаша, потирая лоб.

- Конечно! – ответил Тимка. – Язык у духов очень простой: в каждом слове всего по две буквы. А букв разных всего три!

- Какие же это буквы?

- И, О, Ю, - тут же сказал Тимка. – Мы должны хором произнести все слова языка духов, и духи сразу же отзовутся.

- Все-все слова? – переспросила Настя.

- Все до единого, - подтвердил Тимка.

- А буквы в этих шловах могут повторяться? – уточнил Шаша.

- А почему бы и нет? – ответил Тимка.

Предложите детям составить «словарь духов». Этот словарь надо записывать по мере составления: тогда, во-первых, легче будет запомнить то, что уже составлено, а во-вторых, можно постепенно перейти от простого перебора к систематическому рассуждению – это и есть самое главное в этом задании. Например, предложите детям выписать сначала слова, составленные только из разных букв. На первом месте может стоять любая из трёх букв, а на втором – любая из двух оставшихся. Значит, всего существует по два слова, начинающихся с одной и той же буквы: ИО, ИЮ; ОИ, ОЮ; ЮИ, ЮО. Всего шесть слов. Слов же, состоящих из одинаковых букв, столько же, сколько самих букв, то есть три: ИИ, ОО, ЮЮ. Таким образом, в «словаре духов» всего девять слов.

    После нескольких попыток «словарь духов» был составлен. И как только Тимка, Шаша и Настя произнесли хором все «слова духов», они явственно услышали чьи-то голоса.

 

Задание после чтения

    Изобретите вместе с детьми язык каких-нибудь инопланетян. Пусть в этом языке будет четыре буквы, а каждое слово состоит из двух букв. Буквы в слове могут повторяться. Сколько различных слов в языке инопланетян? Вот решение этой задачи. Первую букву можно выбрать четырьмя способами, вторую – тоже четырьмя. Значит, всего будет 16 слов.

    Предложите составить слова, каждое из которых содержит только две буквы, если буквы не могут повторяться. Тогда первую букву можно выбрать четырьмя способами, вторую – тремя. Значит, будет 12 слов.

    Решайте задачи, выбрав конкретные буквы и записывая получающиеся слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: