Мониторинг состояния законодательства Российской Федерации, регулирующего процесс интеграции научного знания в механизмы принятия управленческих решений

В Российской Федерации вопросы интеграции научного знания регулируются рядом нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О науке и государственной научно-технической политике». Законом предусмотрено функционирование государственных академий наук (ст. 6). Российская академия наук, согласно нормам закона, является самоуправляемой научной организацией, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми научными организациями, которые проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований.

Результаты деятельности государственных академий наук формализуются в следующем формате: академии ежегодно представляют Президенту РФ и в Правительство РФ:

доклады о состоянии фундаментальных наук, прикладных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;

отчеты о своей научно-организационной деятельности, финансово-хозяйственной деятельности;

предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, прикладных наук, а также направлениях поисковых исследований.

В ст. 8 закона предусмотрено, что условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством РФ, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции.

Кроме того, согласно ст. 9 закона Правительство РФ обеспечивает создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории России. При этом Правительство гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.

В качестве основных целей и принципов государственной научно-технической политики ст. 11 закона предусмотрены:

развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;

реализация важнейших социальных задач;

обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

улучшение экологической обстановки;

защита информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства;

интеграция науки и образования.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации ст. 12 закона отнесены:

принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;

формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;

содействие развитию инновационной деятельности субъектов РФ;

организация научно-технического прогнозирования;

формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) Российской Федерации;

управление государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;

охрана прав интеллектуальной собственности;

формирование системы технического регулирования в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, системы обеспечения единства измерений в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений, систем научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Правительство РФ определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники. Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, на который возложены эти задачи, совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти. Формирование и практическое осуществление государственной политики поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности, отраслей оборонного значения и связанных с ними науки и образования обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные заказы.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:

право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах;

право создания государственных научных организаций субъектов РФ, реорганизация и ликвидация указанных организаций;

принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов РФ.

Из приведенных выше положений закона очевидно, что законодательное регулирование вопросов интеграции научного знания в принятие управленческих решений носит общий характер и характеризуется рядом пробелов. В законе оказались не урегулированы важнейшие вопросы управления знаниями на современном этапе развития:

не определены требования к научным знаниям, производимым государственными академиями наук;

не определены механизмы передачи научных знаний органам государственной власти;

не определены формы использования научного знания при принятии управленческих решений, в т.ч. нормативных правовых актов;

не предусмотрено создание единой базы данных научной информации в России;

не предусмотрены меры ответственности, вытекающие из процессов создания, передачи, распространения, сохранения и использования нового знания.

Довольно серьезные новеллы в направлении усиления интеграции научного знания в принятие управленческих решений предусмотрены проектом федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании», разработанным в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и внесенным 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Правительством РФ. Целью законопроекта является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны.

Законопроект определяет основы государственного стратегического планирования в России, координации государственного стратегического управления и бюджетной политики, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в области государственного стратегического планирования, регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов государственного стратегического планирования[1]. Участниками регулируемых данным законопроектом отношений являются Президент РФ, Совет Безопасности РФ, Счетная палата РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные и научные организации, субъекты естественных монополий, государственные корпорации и акционерные общества с государственным участием и другие организации.

В случае принятия законопроекта участники государственного стратегического планирования будут обязаны использовать механизмы государственного стратегического планирования, устанавливаемые законопроектом в зависимости от уровня планирования, обеспечить взаимную увязку и соподчиненность используемых инструментов государственного стратегического планирования между собой и осуществлять мониторинг реализации документов государственного стратегического планирования.

Законопроект «О государственном стратегическом планировании»содержит значимые для рассматриваемой темы новеллы.

1) Законопроектом дается определение целого ряда ключевых понятий:

система государственного стратегического планирования определяется как совокупность участников государственного стратегического планирования, взаимоувязанных документов государственного стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития РФ и обеспечения национальной безопасности, и нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения государственного стратегического планирования;

прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочный период определен как документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах научно-технологического развития РФ и субъектов РФ в долгосрочной перспективе;

прогноз социально-экономического развития субъекта РФ определяется как документ государственного стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный или среднесрочный период.

2) К одной из основных задач системы государственного стратегического планирования отнесена научно-техническая, информационная, ресурсная и кадровая поддержка государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ.

3) К документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относится прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочный период. Подробно указанный институт регулируется ст. 15 законопроекта. Прогноз научно-технологического развития разрабатывается на основе решений Президента РФ каждые 6 лет на 12 и более лет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ, перечня критических технологий РФ и на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и органами исполнительной власти субъектов РФ. Прогноз научно-технологического развития РФ содержит:

оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития РФ на перспективу;

анализ и прогноз внешних условий и тенденций научно-технологического развития РФ;

анализ макроэкономических, структурных и институциональных факторов долгосрочного научно-технологического развития РФ;

прогноз технологического развития секторов (отраслей) экономики, в том числе в территориальном разрезе;

основные направления совершенствования научно-технологической политики, обеспечивающие условия реализации научно-технологического прогноза;

иные положения, определенные Правительством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивает координацию работ и методическое обеспечение разработки и корректировки Прогноза научно-технологического развития РФ на долгосрочный период. Сам Прогноз утверждается Правительством РФ, которое также определяет порядок разработки и корректировки Прогноза.

4) Законопроектом предусмотрена увязка с Прогнозом научно-технологического развития РФ на долгосрочный период иных документов стратегического планирования. Так, Государственная программа вооружения разрабатывается на основе положений основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет на основе прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период с учетом прогноза научно-технологического развития РФ на долгосрочный период.

Учитывая, что законопроект устанавливает научно-обоснованный характер документов государственного стратегического планирования, его принятие[2] и вступление в силу призвано стать одним из ключевых инструментов развития законодательства, регулирующего процесс интеграции научного знания в механизмы принятия решений на федеральном и региональном уровнях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: