Часть 3. Дарование жизни

 

   Существует множество аскетических приемов, но все они служат одной цели — победить помыслы и стяжать чистое сердце. Но главное — это стяжание Божественной Любви, Божественной Жизни, принять в сердце самого Христа. Вы можете владеть сотней приемов в искусстве борьбы с помыслами, но исход мысленной брани определяется тем, насколько вы стяжали эту Любовь. Состояние Божественной Любви определяется тем, что сердце никогда не покидает своей обители — Любви, вне зависимости от того, удерживаете ли вы его или нет. Когда Божественная Любовь пребывает в сердце, ее энергия проявляется вовне: «Для добра существовать означает распространять благодать во все сущее». (Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Т. 4. СПб., 2003).
   Для сердца сознание — это жизненный центр, сознание остается внутри и использует ум вовне. Сердце пользуется услугами ума. Если ум, оставаясь вовне по отношению к сознанию, бродит где-попало или остается там, увлеченный каким-либо предметом, цель не будет достигнута. Поэтому не следует позволять уму задерживаться на одном каком-либо помысле вовне. Если Старец отправит послушника по какому-нибудь делу, а тот задержится по пути, дело не будет сделано. Если внимание, или ум задержится на каком-либо предмете или помысле и не вернется в сердце, состояние вашего сознания будет нарушено, и ваш ум может быть поражен и пленен чуждой ему силой — злым помыслом или грехом. По этой причине умение не дать вниманию рассеяться и застрять вовне на одном помысле важно не только в искусстве борьбы с помыслами, но и в любом другом деле. Поэтому нужно всегда помнить о важности духовного закона, что болезнь сознания или духовного сердца — это помыслы, и необходимо в течение жизни успеть избавиться от них и спасти свою душу стяжанием Божественной благодати.
   Когда вы трудитесь, то плохо, если вы работаете слишком быстро или слишком медленно. Хорошая естественная работа — спокойная, без помыслов, с молитвой. Плохо все чрезмерное или недостаточное: всегда избирайте середину. Вы спешите, потому что вы встревожены, возбуждены. Вы медлите, потому что вы испуганы, вы боитесь. Идеальное состояние — это когда вас ничто не смущает в сердце. Это то благодатное состояние сердца, в котором отсутствуют помыслы. Это состояние сердца само становится глубокой сокровенной молитвой. Если вы стараетесь не потерять такое состояние сердца, вы уже потеряли его. Суть здесь в том, что не менять состояние сердца, пребывающего в хранящей его благодати и действовать в ней — это то, что нужно. Это то состояние сердца, когда ничто не тревожит вас ни внешне, ни внутренне, и вы постоянно пребываете во Христе, в Его нескончаемой Божественной Любви.
   Во всех своих действиях следует пребывать в сердечной благодати, которая одна только может защитить и сохранить того, кто не уповает на свои силы и умения. Необходимо всегда быть осторожным, чтобы не допустить неправильным действием по своей воле ослабления или даже отхода благодати из сердца. Внимательное наблюдение за своим сердцем и за ходом событий называется пребыванием в сердечной Божественной благодати. Бог всегда смотрит на то, как вы ведете себя в критические моменты: действуете ли по своей воле или уповаете на Божественную волю, пребывающую в вашем сердце и руководящую им. Если вы не имеете стояния в сердечной благодати, вам ничего не удастся сделать правильно, потому что ваше внимание привязано к помыслу, задержится на нем и будет застигнуто врасплох.
   Божественная благодать сообщит вам дар проникать в помыслы и различать их цели и намерения. Этот дар очень важен, потому что вы становитесь способны распознавать помыслы издалека и это поможет вам правильно действовать. Рассматривайте эту способность сердца различать помыслы и их цели — как первое действие, а умение использовать дар при поражении помыслов и избавлении от них — как второе действие. Когда вы видите глазами — это наблюдение, а когда вы видите сердцем — это постижение.
   Избавление от болезни сознания — от помыслов или греха, означает способность видеть цели и намерения помыслов. Вы избавляете сердце от болезни сознания — помыслов, чтобы научиться издалека видеть их намерения и цели. Если вы не избавитесь от помыслов, вы станете их пленником и не увидите, не постигните то, что следует — Истину, Которая освободит вас, Христа. Если вы не сможете постичь то, что вам следует постичь — вы проиграете и отдадите жизнь вечному рабству помыслов. Болезнь сознания — это его склонность задерживаться то на одном, то на другом помысле. Старайтесь никогда не давать вниманию задерживаться на том помысле, которому вы нанесли молитвенный удар. Нужно отрешиться от этого помысла, но не потерять сердечное внимание. Во время всех ваших действий внимание не должно выходить из сердца. Никогда не забывайте об этом.
   Видеть посредством сердечной благодати — это основа. Глаза следуют за сердцем. Видеть сердцем означает не давать своему вниманию отходить от обители сердца. Вы видите сердцем, поэтому вы можете видеть глазами. Вы никогда не должны позволять своему уму расставаться с сердцем. Всегда помните, что если изначально вы не будете держать ум наготове, пребывая вниманием в сердечной обители, ваше тело не сможет правильно двигаться, а сознание — правильно работать.
   Действовать торопливо, в спешке — худшее, что может быть. Если вы действуете по помыслам и совершаете действие прежде, чем достигли чистоты сердца, вы потерпите неудачу. Быстрые действия в быстрой последовательности приемлемы только в том случае, когда сердце установилось в Божественной благодати, и вы с самого начала внимательно следите за помыслами, пребывая вниманием в сердце, храня непрестанную молитву и всецелое упование на помощь от Господа.
   Вы наносите поражение помыслу и думаете: «я поразил помысл», и ваше внимание задержалось на этой мысли, которая влечет за собой скрытый помысл тщеславия. Поскольку ваш ум не возвращается назад, в сердце, он рассеивается и ослабевает, и вы позволяете врагу нанести второй удар сильным помыслом тщеславия, тем самым утрачивая преимущество от нанесения первого — и проигрываете. Обращение внимания обратно в сердце означает следующее: если вы нанесли поражение помыслу вниманием и сосредоточенной непрестанной молитвой, не задерживайте внимания на нем, обратите ум назад, в сердце, и пребывайте неотрывно в сердечной благодати. Враг, получив удар, думает: «Что это! Меня задели!» — и приходит в ярость. Разозлившись, он становится решительнее. Если вы расслабитесь, пребывая вниманием вне сердца, он поразит вас и пленит вашу волю и внимание. Врага, которого вы поразили, считайте подобным бешеному разъяренному зверю. Помните, что в то время, пока вы думаете: «Я поразил помысл!», то позволяете уму задержаться и расслабляетесь, а враг, которого вы опалили молитвенным огнем, вновь исполняется решимости. Затем, в момент, когда он атакует вас, он будет настороже. Если вы будете продолжать действовать в том же состоянии рассеянности внимания, вы ничего не сможете предпринять, лишенный поддержки укрепляющей и охраняющей Божественной благодати. Если вы ничего не сможете предпринять, враг перехватит инициативу и поразит вас.
   Вернуть внимание назад, в сердце, означает не дать ему задержаться на том помысле, который вы поразили молитвой, и быстро возвратить ум обратно, в сердце. Это значит вернуть внимание в сердце и соединиться с сердечной благодатью. Или же это — то наивысшее состояние ненарушаемого сердечного внимания и благодатной непрестанной молитвы, когда вы наносите помыслу второй и третий удар без перерыва, так что враг не успевает даже мотнуть головой. Вот что значит не оставить сердечную благодатную обитель даже на мгновение. Это значит нанести последовательно по помыслу несколько сокрушительных ударов, не рассеиваясь умом ни на мгновение. Если вы рассеетесь даже на миг, вам конец. Итог мысленной брани будет ясен. Вот что значит не выйти из сердца вниманием даже на мгновение. Это быстрота вашей реакции из состояния благодати, когда вы наносите по помыслу второй и третий удар непрестанной молитвой без перерыва.
   Сердце должно быть избавлено от разнообразия вещей и помыслов. Под разнообразием вещей имеется в виду желания разнообразных вещей, а также помыслы о них. Это болезнь сознания. Вы должны все это отсечь правильным рассуждением. По сути дела, сердце, которое на чем-то задерживается — это больное сердце, иначе говоря, больное сознание. Такая задержка именуется привязанностью, чего больше всего нужно опасаться. Если ваше сердце к чему-либо привязывается: к помыслам, предметам, людям, оно перестает замечать и постигать то, что следует — Царство Божие внутри вас, и, несмотря на все усилия, вы терпите поражение.
   Промедление сознания на помыслах и желаниях является болезнью или грехом. Чистота сердца состоит в том, чтобы полностью отсечь правильным рассуждением эту болезнь. Вы избавляетесь от этой болезни целиком, в противном случае вам не удастся достичь чистоты сердца и сподобиться принятию Божественной благодати.
   Полнота Божественной благодати есть Христос или Любовь. Любовь требует предельной чистоты сердца. Чистота сердца — это условный термин и сама чистота сердца стяжается в предельных усилиях монаха, которому помогает Божественная благодать. Чистота сердца относится к сознанию человека. Это потому, что сознание не имеет ни цвета, ни образа. До тех пор, пока в нем существует болезнь — помыслы и желания, оно не имеет чистоты. Без чистоты сердце никогда не сможет принять и сохранить Божественную благодать. В то же время мы знаем, однако, что среди многих из нас, кто со знанием дела рассуждает о чистоте сердца, лишь немногие стяжали ее и сподобились принять дар Божественной благодати. Слово, исходящее из сердца — лучше слова, исходящего из уст.
   Когда сердце нечисто — это проявляется, в первую очередь, в глазах человека. Если у вас что-то на уме, ваши движения меняются. Чистота сердца помогает узнавать движение помыслов издалека, до того, как они приблизятся к сердцу. Движения и действия тела есть проявление сознания. Сознание, которое не движется, есть сердце. Сознание, которое движется, есть ум. Сознание движется, превращается в ум и заставляет работать мозг, руки и ноги. Сознание сосредоточено в сердце, но невидимо глазу.
   Читая книги, трудно достичь чистоты сердца; очень трудно достичь его и слушая проповеди. Хорошо, когда перечитывают Священное Писание и умеют произносить проповеди, но часто люди делают это по привычке и что мало таких, кто достиг чистоты сердца и стяжал Божественную Любовь. Если сердце не имеет чистоты — оно больно помыслами, грехом, и поэтому все, что бы вы ни делали, будет не чисто, ошибочно, греховно и порочно. Если же в сердце есть чистота, а внимание находится в сердце, у вас все выйдет как нужно. Важно раз и навсегда обрести такое сердце и стяжать дар Божественной благодати.
   Признаки благодати должны быть очевидны в человеке. Те, кто это понимает, должны их различать. Святые Отцы говорят нам, что Святой человек, что бы он ни делал, делает в Боге, правильно: «Если помысл твой будет пребывать в Боге, то и сила Божия пребудет в тебе» (Древний патерик. Св. Гора Афон, 2009. Т. 1, стр. 3). Духовное сердце называют истинным или благодатным сердцем. Искаженное грехом, загрязненное помыслами сердце называют безблагодатным сердцем; его также называют плотским сердцем. Тот, кто воспринял Божественную благодать в своем сердце и следует ей во всем, что бы он ни делал, заслуживает уважения.
   К достижению такого состояния сердца следует стремиться всеми силами. Конечно, все это очень непросто, но в искусстве борьбы с помыслами нельзя добиться успеха, когда ваше духовное сердце не в порядке и вы не властны над своим вниманием и телом, ибо им владеет грех. В искусстве борьбы с помыслами без обретения чистоты сердца обойтись невозможно.
   Не отдавай сердце мыслям — отдай его Божественной Любви, Христу. Ваш ум, запутываясь в помыслах и желаниях, запутывает ваше сердце. Есть два вида сознания: истинное, или просвещенное благодатью, — и безблагодатное, или греховное. Если вы стяжали благодать в своем сердце, которая представляется как Божественная Любовь, и поступаете соответственно, все, что вы делаете, будет благодатно и исполнено Любви. Но если ваше сознание будет побеждено ложными помыслами, искажено и запятнано грехом, все, что вы делаете, также будет искаженным, запятнанным и греховным. Мы говорим об истинном, благодатном сознании и ложном, греховном сознании, или уме, но это не значит, что эти два явления существуют раздельно. Благодатное сознание — это сознание преображенное, получившее дар Божественного просвещения и Любви, оно не имеет образа и не прекращает существовать. Это — вечная Жизнь, это дар жизни Божией человеку (Еф.4:18). Ваше тело имеет облик, унаследованный от ваших родителей, но ваше сознание дано вам Богом. Сознание есть нечто, чем наделяется тело, когда зачинается, рождается человек.
   Спасение — это жизнь, целью которой является обретение Божественной благодати, которая есть Жизнь вечная во Христе Иисусе. Ложный, греховный ум — это безчисленные помыслы, нечто эгоистичное. Когда вы руководитесь помыслами, вы можете принять за правильное и духовное то, что неправильно и не духовно. Все это потому, что помыслы живут в вашем сердце и наполняют его нечистотой. Ум в таком состоянии является ложным греховным умом. Когда он становится возбужденным и плененным помыслами, он затмевает, окутывает тьмой сердце или сознание и только зло выходит на поверхность.
   Тот, кто обрел Божественную благодать, заслуживает глубокого уважения, поскольку его действия исходят из благодатного сердца, в котором не может жить и действовать ложный ум — помыслы и желания. Тот, кто не обрел чистоты сердца, становится человеком неверным и суетливым, ибо он отвергает сердечную благодать и позволяет процветать ложным греховным помыслам, допуская их в сердце и потворствуя им. Лживый греховный ум порочен, что бы он не совершал. Если ваш ложный ум, порабощенный помыслами, проявит себя, вы потерпите неудачу во всем, что бы вы ни делали. Все выйдет неудачно.
   Если же вы последуете велениям своего духовного сердца, то есть благодати, вселившейся в него, все выйдет, как нужно. Если ваше сознание истинно и живет в Боге, те, кто вас слушает, мгновенно поймут это и без ваших объяснений. Истинное благодатное сердце не нуждается в объяснениях. Безблагодатное сознание, живущее мыслями — это болезненное сознание. Избавиться от ложного греховного ума — помыслов, значит избавиться от болезни сознания. Если вы избавитесь от этой болезни сознания — помыслов, вы обретете благодатное сознание. А благодатное сознание называется истинным духовным сознанием, в котором живет Христос. Если вы следуете велениям благодати, вошедшей в сердце и поселившейся в ней, вы достигните мастерства в искусстве борьбы с помыслами и обретете спасение. Нет такой области, где этот принцип нельзя было бы применить.
   Старайтесь, чтобы у вас кроме непрестанной молитвы не было никаких помыслов в сердце, и не давайте им поразить вас и поработить. Даже имея одну только чистоту сердца, вы одолеете врага, вооруженного безчисленными помыслами. Не иметь помыслов означает решимость сделать это. Допустим, вы идете по тропе и молитесь. Неожиданно дурной помысел обрушивается на вас. Если вы отразите его нападение благодатью сердца и непрестанной молитвой, разрушите его силу и остановите его, не получив повреждения сознания, то вы победили. Считайте, что такое состояние сердца и есть то, что называется чистотой сердца.
   Сердечная чистота не значит ни захват энергии помысла, ни нанесение ему молитвенного удара. Если враг исполнен злобной решимости поразить вас своим натиском, разрушьте его силу чистотой сердца. Но разрушение его силы не должно быть вашей изначальной целью. Ваша задача — научиться духовной зоркости и уметь хорошо оценивать ситуацию. Вам необходимо научиться еще издалека видеть, как враг собирается действовать, чтобы он не смог внезапно поразить вас. Умение распознать замыслы врага еще издалека поможет вам не бояться его замыслов, а когда он нанесет вам удар, ваше сердце будет сохранять достаточно благодати и чистоты, чтобы разрушить непрестанной молитвой все его атаки. Но вы не сможете уничтожить помысел, пока вы остаетесь вне пределов его досягаемости, когда он кружит вокруг вас. Вы можете перехватить его только в пределах того пространства, где он может поразить вас. Дайте себя ударить, чтобы овладеть им.
   Чистота сердца — это бдительность сердца и его готовность позволить помыслам напасть на вас, когда они издалека наблюдают за вами и выискивают ваше слабое место. Тогда вы сражаетесь с ними, используя только непрестанную молитву и сердечную Божественную благодать. В критический момент не желательно сцепляться с помыслом, чтобы он не начал подавлять вашу волю. Однако если вы не приблизитесь к нему вплотную, вы не сможете поразить его. Благодать, вселившаяся в ваше сердце, помогает сама одолеть нападение многочисленных сильных и злобных помыслов, не прибегая к иным методам борьбы с помыслами. Борьбы с ними чистотой сердца является особым искусством и передается, как дар, непосредственно от опытного Старца.
   Если ваше внимание следует за каждым изменением помысла, значит, вы медлите. Задача в том, чтобы заставить врага следовать за изменениями, происходящими в вас, и, наблюдая за изменениями и растерянностью, которые произойдут в нем, одержать победу с помощью молитвы и Божественной благодати. Когда монах живет по велениям благодати и поступает в соответствии с ее руководством, и все, чтобы он ни делал и ни говорил, проникнуто духом мудрости и отвечает основным принципам самоотверженности, смирения и Любви, говорят, что монах достиг послушания Божественной воле. Духовная способность не означает никакой таинственности, но полную свободу в проявлении Божественной благодати в каких угодно действиях. Безчисленные методы и приемы — все это внешнее искусство борьбы с помыслами. Если внутренне вы не обладаете постоянной благодатью, ее сила не сможет проявиться.
   Никогда нельзя быть рассеянным. Быть всегда начеку возможно лишь благодаря присутствию в вас непрестанной молитвы и благодати. Когда чистота постоянно пребывает в сердце, быстрый эффективный ответ всегда придет в случае надобности. Такой ответ и есть Божественная помощь. Но если сердечная чистота не достигнута, благодать не проявится. Если вы постоянно внимательны к чистоте сознания, что бы вы ни делали, вы накапливаете опыт, ваша чистота сердца становится всецелой и привлекает Божественную благодать. И наоборот, если вы не следите за чистотой своего сердца, и оно становится жестким и несмиренным, благодать не проявится. Если ваша сердечная чистота окрепнет и станет зрелой и цельной, она распространится по всему телу, и благодатная энергия будет проявляться во всех ваших поступках и действиях. Против того, кто обладает великой чистотой сердца и Божественной благодатью, никакой помысл, способный выполнить только то, на что он нацелен, не сможет даже приблизиться и начать атаку. Такому сердцу открываются все пути для духовного восхождения к созерцательной молитве и для вечного пребывания в Боге, чтобы видеть Его как Он есть.
   Когда в чистое сердце входит Божественная благодать, Она проявляется как Любовь. Эта Любовь всегда смиренна и проста и в Ней нет никакого эгоизма. Монах, стяжавший такую Любовь, не обременен ни правилами, ни законами. Повсюду есть вещи, которым следует научиться, правила и законы. Тот, кто достиг Божественной Любви, не нуждается в них. Он действует по Любви и Любовью, по Божественной воле. Тот, кто вышел за пределы правил и законов и поступает по воле Божией, именуется человеком, обладающим Божественной Любовью.
   Сердечная благодать — это то состояние, в котором вы останетесь внимательным без всякого внутреннего перерыва. Но если ваше внимание становится чрезмерным, делается неподвижным и негибким, и вы оказываетесь связанными этим вниманием и несвободным, то это — чистота сердца, еще не достигшая зрелости. Когда вы наберетесь опыта, ваша сердечная чистота окрепнет, в нее войдет Божественная Любовь и начнет действовать в вашем теле. Тогда вы сможете свободно пребывать в Божественной Любви. Это состояние, когда в вас начинает жить Господь Иисус Христос, называется великой благодатью Божественной Любви и есть Жизнь вечная. Когда не появляются в сердце никакие помыслы, появляется великая сила Божественной Любви и вечной Жизни: «Ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин.14:19).
   Сознание — это правитель тела и потому оно обитает во внутреннем покое, в сердце. Ум извне служит правителю — сознанию. Сознание может быть благим или злонамеренным, в зависимости от того, что творит ум, выйдя наружу — добро или зло. Если ум ведет себя правильно и держится Евангельских заповедей, то же самое делает и сознание. Органы чувств — это двери. То, что совершает ум после того, как он отопрет двери и выйдет наружу, добро или зло, зависит от решения, сделанного до того, как он открыл двери. Поэтому действия ума имеют большое значение. Если он работает правильно, великая сила Любви проявится снаружи. В конечном счете можно считать, что сознание и ум — это одно и то же. Различие происходит от их местоположения. Опять же, хотя и говорится о «внутреннем» и «внешнем» — в нашем сознании нет каких-либо конкретных мест, которые можно было бы так обозначить. Это лишь образ речи.
   Ум мгновенно и ежесекундно изменяется, следуя за множеством образов, его изменения трудноуловимы. «Множество образов» в искусстве борьбы с помыслами означают безчисленные движения, которые совершают помыслы. Ваш ум следует за каждым из них. Но он не должен задерживаться то здесь, то там на этих помыслах. Если ум задержится на помысле, вы станете рабом помысла и потеряете свободу. Если ум остановится на помысле, вместо того, чтобы оставаться свободным, это будет катастрофа.
   Поскольку сознание не имеет ни цвета, ни образа, оно невидимо глазу. Но если оно делается привязанным к помыслу и медлит, ему суждено стать видимым. Оно подобно белой ткани, которая становится красной, если вы переносите на нее красную краску, или зеленой, если вы покрасите ее в зеленый цвет. Сознание подобным же образом проявляет себя и становится видимым, если перенести его внимание на помысл или другой объект. Если вы обратите внимание сознания на людей, люди очень скоро это заметят. Если вы приняли в сердце какой-то помысл, он меняет состояние вашего сердца, выражение ваших глаз и лица и проявится в ваших действиях. Если вы напряженно следите за движениями помысла и позволяете уму задержаться на нем, вы потерпите от него поражение. Никогда не позволяйте сознанию задерживаться на помыслах.
   Искусство борьбы с помыслами открывает путь к спасению души. Это искусство отвергает привязанности и состояние задержки на помыслах — это основной момент. Главное, не задерживаться умом ни на одном помысле. Неважно, какими приемами духовной тактики в мысленной брани вы овладели: если вы позволяете уму задержаться на помысле, вы проиграли в борьбе за чистоту сердца и за спасение. Важно так обучить ум, чтобы он не задерживался ни на одном помысле. Стяжите чистоту сердца и это сердце узрит Бога и обретет Божественную Любовь. Если вы не избавите сердце от болезни — многочисленных помыслов, что бы вы ни предпринимали, ничего хорошего не выйдет. Очищайте свое сердце и достигните наивысшей цели — Божественной Любви, ибо «Бог есть Любовь» (1Ин.4:16). Это есть вечная Жизнь и Безсмертие. Когда вы обретете чистое сердце, вы будете подобны светлому оку, которое проникает все бытие.
   Как только вы постигли что-то, не давайте ему оставаться в вашем сердце. Всякое суетное знание станет пылью, как только вы оставите его в своем сердце. Тем более не стоит говорить о ложном знании. Поняв все принципы, не дайте ни одному из них задержаться, как помыслу, в своем сердце. Отсеките помыслы один за другим, сохраняйте ваше сознание прикрепленным к непрестанной молитве в чистоте сердца, чтобы ваши действия направляла Божественная благодать. Если вы не достигните этого состояния, вы едва ли обретете Божественную Любовь. Если вы мысленно привяжетесь к искусству борьбы с помыслами — это тоже болезнь сознания. Если вы привяжетесь к написанию книги, занимаясь этим с привязанностью — вы заражены писанием книг. Когда ваше сердце свободно от помыслов и исполнено благодати, что бы вы ни делали, у вас не будет затруднений. Благодатное сердце ничто не может застать врасплох. Оно совершенно во всем. Сила благодати есть неуклонное следование чистоте Любви. Сердце, исполненное Божественной Любви — это сердце, в котором ничего не осталось, кроме Бога — только Любовь! Все остальное отсечено навсегда. Люди, читающие и изучающие книги, не понимают значения сердечной чистоты. Они озабочены исключительно приобретением теоретического знания. Сердце, занятое лишь приобретением теоретического знания, не пребывает в высшем состоянии Любви и не знает вечной Жизни.
   Наш духовный Отец постигал это искусство борьбы с помыслами в течение всей своей многотрудной и многострадальной жизни, не теряя безцельно ни одной минуты. В результате он практически стяжал сердечную чистоту и воспринял редчайший дар Божественной благодати — великую Любовь и смирение, дабы восклицать со всеми Святыми в вечности: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). Слава Богу за все! Аминь.

 



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: