Совет 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее

Как реагировать на агрессию ребенка, чтобы она не повторялась. Рекомендации воспитателям

Александра Фокина
доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России, к. п. н.

Чтобы решить проблемы с агрессивными детьми в группах, расскажите воспитателям, как правильно реагировать на детскую агрессию. В статье – рекомендации, как определять причину агрессии, учить ребенка правильно выражать ее, не допускать подражания в группе. Чтобы выяснить, какую потребность дети удовлетворяют с помощью агрессии, воспользуйтесь таблицей. Покажите воспитателям примеры разного проявления агрессии у детей, расскажите о правильной и неправильной реакции на нее.

Детская агрессия может быть эпизодической или проявляться как стойкое агрессивное поведение. Это нормальная и необходимая реакция ребенка, она нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми, добиваться целей. Агрессия переходит в насилие, когда ребенок не умеет ее выражать безопасным для окружающих способом. Чтобы агрессия не повторялась, определите ее причину, научите ребенка правильно выражать свои эмоции и создайте комфортную эмоциональную среду. Ситуация в группе усугубляется, когда агрессивные формы поведения перенимают другие дети. Чтобы это пресечь, боритесь с ситуацией подражания и помогайте детям быть более самостоятельными.


Совет 1. Найдите причину агрессии ребенка

Не рассматривайте агрессию как проявление плохого характера или невоспитанности ребенка, воспринимайте ее как звено в цепи взаимодействия ребенка с миром. Понаблюдайте за ситуациями, в которых ребенок проявляет агрессию. Обратите внимание, что произошло непосредственно перед вспышкой агрессии и что изменилось после и определите потребности ребенка.

ПРИМЕР 1. Четыре ребенка в группе систематически проявляют агрессию Дима, 5,5 лет.Мама перевела Диму из предыдущего детского сада из-за своих конфликтов с воспитателями. Здесь она тоже устраивает скандалы. Бабушка страдает психическим заболеванием, дома бьет и кусает дочь. В группе Дима бьет сверстников, отнимает вещи, грубит. Несмотря на это, дети охотно играют с ним – он придумывает игры, легко делится игрушками. Костя, 6 лет. Подвижный и неусидчивый, спортивный. Мама много времени проводит на работе, он часто предоставлен себе. Костя играет со старшими ребятами во дворе, перенимает их поведение. Он нравится детям в группе, его считают умным и веселым. Костя часто ссорится по мелким поводам, дерется, особенно, когда ему скучно. Не слушается воспитателя. Катя, 6 лет. Мама Кати – молодая привлекательная женщина. Она занята работой и поисками личного счастья, требует, чтобы дочь справлялась с проблемами сама. Катя – способная девочка, стремится к общению с воспитателем. Иногда без видимых причин она ударяет, обижает сверстников, предлагает агрессивные сюжеты для игр: кто-то убит, подвергся нападению. Наташа, 5,5 лет. Мама оставляла новорожденную дочь в роддоме, опеку над ней брала бабушка. Год назад она родила сына и решила вернуть дочь. Она открыто говорит, что любит только сына. От дочери требует, чтобы слушалась и не мешала. Наташа внешне спокойная, собранная, старательная. Если ей что-то не нравится, она угрожает сверстникам, может ударить. Воспитателя слушается.

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять каждому ребенку возможность действовать осмысленно, а не просто убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики». Не требуйте одинаковых действий от всех – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать большой дом из коробки. Пусть склонные к агрессии Дима, Костя, Наташа и Катя выберут то, что у них получается и им нравится.

Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала, Наташа!», «Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».

Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».

Постарайтесь понять, какую потребность ребенок удовлетворяет, когда ведет себя агрессивно. Оцените, что было до вспышки агрессии и что изменилось. Например, воспитатель или родители наказали ребенка, заставили его поделиться своей игрушкой с другими детьми, а ребенок с помощью агрессии отреагировал на наказание, выразил обиду и злость.

Какую потребность ребенок удовлетворяет с помощью агрессии

Совет 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее

Воспитатели считают детскую агрессию недопустимой, говорят детям «перестань злиться», «нельзя вредничать», «не смей драться!». Но ребенок не может усилием воли не злиться. Иногда он подавляет внешнее выражение агрессии, но агрессия никуда не девается и ищет возможность выйти наружу. Через некоторое время ребенок «срывается», агрессия становится неконтролируемой.

Агрессия превращается в насилие, если ребенок не знает, как по-другому ее выразить. Ему нужен опыт наблюдения за «правильно» злящимися значимыми взрослыми. Научите ребенка социально приемлемым способам выражать агрессию: расскажите об этом, покажите личный пример; в ситуациях, когда ребенок проявляет агрессию, обращайте его внимание на то, как он это делает, и давайте обратную связь.

ПРИМЕР 2. Дети копируют модель агрессии, которая принята в их семье и окружении Дима. Дима ползком добрался до одногруппника и больно укусил его. Когда воспитатель подошла к Диме, он принялся громко лаять и размахивать перед ней руками. Он скопировал модель агрессии, которую его бабушка использует в семье. Костя. Костя грубо обозвал Дашу, обидно раскритиковал и сломал башню, которую она строила. В речи использовал лексику, которая принята у него во дворе. Он скопировал подростковую модель агрессии своих старших друзей. Катя. Катя во время занятия повернулась к Игорю, который сидел сзади, и ткнула острым карандашом ему в лицо. В семье она страдает от пренебрежения матери, а сейчас с помощью агрессии сумела обратить на себя внимание группы и воспитателя. Наташа. Наташа угрозами и силой заставила девочку из группы отдать ей куклу, которая ей понравилась. Она скопировала модель агрессии матери, использовала ее прием – подавление других. Дома этот прием мать применяет к ней самой.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Обратите внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится. Например: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».

Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались». Не переходите на обсуждение личности ребенка.

Четко называйте, каких действий вы хотите от ребенка сейчас. Не говорите риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно, спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».

Показывайте детям в игре разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай»), а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: