Дети, как и взрослые, реагируют на обстоятельства жизни. Некоторые условия – давление со стороны взрослых, унижение, невозможность уединиться, удовлетворить важные потребности – провоцируют у ребенка вспышки агрессии.
| ПРИМЕР 3. Дети воспитываются в эмоционально неблагополучных семьях Дима. В детском саду Дима постоянно ищет общения, внимания, но не умеет привлекать внимание социально одобряемыми действиями. Он эмоционален, но родители не научили его выражать эмоции словами, и он использует агрессию. Костя. Мальчик ищет физической активности, а скуку или просьбу подождать воспринимает как ограничение его свободы. Костя стремится проявить себя, но связывает ситуацию успеха с проявлениями агрессивного поведения. Катя. Катя стремится утолить потребность в любящей внимательной матери, близких отношениях, эмоциональном контакте. С помощью агрессии она пытается решить проблему недостатка эмоциональной привязанности. Наташа. Мама не придает значения потребностям Наташи. Девочка чувствует себя отторгнутой и потому стремится ощущать себя значимой. Наташа хочет доказать, что она хорошая и умеет поступать правильно, но она не понимает, как это сделать. |
РЕКОМЕНДАЦИЯ
Предоставляйте детям возможность больше играть. Двигательная активность и спонтанная игра должны длиться втрое дольше, чем учебные занятия и развлечения с гаджетами. Чередуйте виды активности – двигательную и умственную, индивидуальную и коллективную. Меняйте интерьер группы или вносите в него изменения.
Помните, что жизнь ребенка протекает здесь и сейчас. Не пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом…».
Оборудуйте в группе место для уединения, научите детей им пользоваться. Обеспечьте питьевой режим в группе. Напоминайте детям вовремя о том, что пора попить.
Не нарушайте личные границы детей, это воспринимается как насилие. Ребенок имеет право на личную территорию, вкусы, чувства и желания. Не отбирайте личные вещи. Не давайте оценок вкусам и симпатиям ребенка, придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».
Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе. Признавайте право ребенка по-своему относиться к ситуации, не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда он проявляет чувства, не обесценивайте их, не говорите: «Что ты злишься из-за ерунды?». Если хотите выразить свое отношение, говорите о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».
Совет 4. Если дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с подражанием ему
Дети могут подражать агрессивному ребенку по многим причинам: он добивается своего, ведет себя ярко, использует незнакомые раньше формы поведения. Подражание вообще характерно для детских коллективов. Дети оказывают взаимное влияние друг на друга, и оно тем сильнее, чем меньше в группе приветствуется самостоятельность. Поэтому главное средство педагога в борьбе с подражанием – поддерживать самостоятельность детей.
| ПРИМЕР 4. Другие дети подражают агрессивному ребенку Дети в группе стали проявлять ответную агрессию в адрес Димы, Кости, Кати и Наташи, начали часто подражать им, отбирать у них игрушки. Девочка, у которой Наташа отняла куклу, толкнула ее и накричала. Мальчики начали лаять и размахивать руками в ответ на Димины выпады, воспринимать его поведение как агрессивную игру, в которой он – лидер. Некоторые дети стали повторять за Костей бранные слова, использовать подростковую лексику в качестве атрибута взрослости и копировать его поведение. |
РЕКОМЕНДАЦИЯ
Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье поведение вы хотите изменить. Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.
Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре, общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).
Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе. Не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».
Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей. Не вторгайтесь в их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их мнением, сравнивайте точки зрения.
К СВЕДЕНИЮ
10 условий, которые способствуют снижению детской агрессии
1. Удовлетворение потребностей ребенка. 2. Баланс контроля, опеки взрослых и возможности проявлять самостоятельность. 3. Наблюдение конструктивных отношений между значимыми людьми. 4. Здоровые семейные формы выражения агрессии. 5. Отсутствие насилия со стороны взрослых и сверстников. 6. Возможность действовать спонтанно и целиком отдаться своему занятию. 7. Соблюдение личных границ ребенка другими людьми. 8. Преобладание позитивных эмоций над негативными. 9. Физический комфорт, правильный режим питания, отдыха, одежда по сезону. 10. Опыт доверительных отношений со взрослыми и ровесниками.
|
К СВЕДЕНИЮ
10 условий, которые способствуют снижению детской агрессии
1. Удовлетворение потребностей ребенка. 2. Баланс контроля, опеки взрослых и возможности проявлять самостоятельность. 3. Наблюдение конструктивных отношений между значимыми людьми. 4. Здоровые семейные формы выражения агрессии. 5. Отсутствие насилия со стороны взрослых и сверстников. 6. Возможность действовать спонтанно и целиком отдаться своему занятию. 7. Соблюдение личных границ ребенка другими людьми. 8. Преобладание позитивных эмоций над негативными. 9. Физический комфорт, правильный режим питания, отдыха, одежда по сезону. 10. Опыт доверительных отношений со взрослыми и ровесниками.






