При фонетико-фонематическом недоразвитии речи младшему школьнику трудно произносить фонемы и трудно их различать как в устной, так и письменной речи. Дети «пишут, как слышат», то есть дублируют ошибки в произношении звуков на письме и при чтении. Это снижает качество их письменных работ.
Психологические особенности младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием будет определять клиническая форма речевого нарушения, при котором оно наблюдается, а также влияние патоэтиологического фактора. Если причины фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка имеют органическую природу, то в его психологическом статусе могут отмечаться изменения внимания, памяти, мышления, которые непосредственно связаны с языковым или речевым аспектом учебной деятельности.
К ним добавляются проявления:
Справка
Афазия – локальное отсутствие или нарушение сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях
|
|
l специфические деятельностные – истощаемость, слабая мотивация, неравномерная работоспособность;
l поведенческие – гиперактивность, расторможенность;
l эмоциональные – неустойчивость эмоционального фона, эмоциональная истощаемость;
l двигательные – синкинезии, навязчивости, моторная неловкость, двигательное беспокойство.
Если причины функциональные, то указанные проявления не столь выражены. Обучение младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи возможно по общеобразовательным программам для нормативно развивающихся сверстников. Темп и качество освоения ими базовых общеобразовательных предметов зависят от своевременной логопедической помощи и коррекции чтения и письма. К данной группе относят такие клинические формы речевых нарушений, как комплексная дислалия, дизартрия, ринолалия.
Особую категорию составляют младшие школьники-билингвы с фонетико-фонематическими трудностями. Их число с каждым годом растет. Наиболее распространены у билингвов трудности звукопроизношения на фоне изучения одновременно двух языковых систем: смешение звуков, акцент при произношении и др. Эти трудности связаны с незрелостью мозга ребенка-билингва, что влечет проблемы в чтении и письме в школьном возрасте.
Что такое общее недоразвитие речи
Учащиеся с общим недоразвитием речи (ОНР) отличаются выраженной спецификой состояния речи и других психических функций. У детей разнообразно проявляется ведущий дефект – от грубой задержки или нарушения речи до едва заметных ошибок в речи. Структура дефекта современных детей с ОНР характеризуется мозаичностью, речевые проблемы сочетаются с иными. Например, Т.Г. Визель (2010 г.) в качестве мозговых механизмов тяжелого недоразвития речи указывает на сбои мозговой деятельности на биохимическом уровне, которые вызывают трудности формирования необходимых связей между зонами мозга, участвующими в формировании речи у детей.
|
|
Важно понимать, что общее недоразвитие речи – это педагогический термин, который помогает характеризовать актуальное состояние разных компонентов речи и языка ребенка при клинических формах речевых нарушений – алалии (моторной и сенсорной), афазии, осложненной дизартрии.
К СВЕДЕНИЮ