Как проверить, готов ли ваш ребёнок к школе?

Конспект родительского собрания для родителей будущих первоклассников

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников на тему: «Ваш ребёнок идёт в первый класс!»


Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область

Цель: выявление уровня готовности ребёнка-первоклассника к систематическому обучению, заблаговременный прогноз трудностей, создание условий и своевременная помощь родителям будущих первоклассников в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи:

1. Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.

2. Информировать родителей о проблемах первоклассников.

3. Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

 

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л. А.).

Добрый день, уважаемые мамы и папы!

Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребёнка учебный год. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

У вас событие — ваш ребёнок впервые переступит порог школы. Как он будет усваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идёт уже второй, третий или пятый ребёнок.

Это естественно, поскольку каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей — совместно с педагогами так всё организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.


Что же ждёт вашего ребёнка в школе?

Приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Для вашего ребёнка школа станет центром жизненных интересов. И то, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.

Очень важно, чтобы ребёнок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребёнка читать и считать. Чтение и счёт — это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения. Безусловно, это хорошо, замечательно и, конечно, облегчит ему учёбу в первом классе, но это не самое важное.

Важнее на данном этапе психологическая готовность ребёнка к школьному обучению, которая определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки:

— умением ориентироваться в окружающем мире;

— развитием психических функций;

— сформированностью мотивации к обучению.

Чем выше уровень психологической готовности ребёнка к школьному обучению, тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немаловажно для успешного обучения.

Как проверить, готов ли ваш ребёнок к школе?

Личностная готовность — ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово — картинка» либо «слово — ситуация»).

Причины неуспеваемости ребёнка могут корениться не только в его интеллектуальных нарушениях, но также в его индивидуальных особенностях:

— неумении принять учебную задачу, низкая мотивация к обучению;

— неумении сосредоточиться или организовать свою деятельность.

Поэтому особенно важно определить уровень развития мышления ребёнка, для того чтобы более точно установить причины его неуспеваемости и помочь ребёнку их преодолеть.

Психологическая готовность к школе не возникает на подготовительных курсах и в центрах подготовки детей к школе. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающей то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам.

Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка; сравнивать предметы, находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определённым признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определённое количество информации, уверенно владеть ручкой.

У ребёнка должна возникнуть способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (то есть «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.

 

Не менее важна и социальная зрелость, умение и желание общаться со взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что со взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика. У ребёнка должно быть желание учиться в школе. Ваши дети сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын или дочь хочет идти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра, и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя в этих мотивах нет ничего плохого.

Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.

Физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие значимых для школы психологических функций:

1. Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами):

— лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером;

— застёгивание и расстёгивание пуговиц;

— завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков;

— завинчивание и отвинчивание крышек банок, пузырьков;

— рисование, штриховка, пальчиковые и точечные рисунки.

При низком уровне развития мелкой моторики — то есть движений пальцев рук — у ребёнка часто возникают проблемы с письмом, на уроках ручного труда.

При низком уровне развития крупной моторики — то есть движений рук, ног, тела — у ребёнка часто возникают трудности на уроках физкультуры, а также проблемы коммуникативного характера из-за невозможности полноценно участвовать в совместных играх со сверстниками.

2. Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше — ниже», «вперёд — назад», «слева — справа»).

3. Координация в системе «глазрука» (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

 

Итак, успех ребёнка в школе зависит от:

— психологической готовности ребёнка к школе — это прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;

— развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;

— развития речи и фонематического слуха.

 




double arrow
Сейчас читают про: