Основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе являются и данные медицинских осмотров. Дети здоровые, физически выносливые легче перенесут адаптацию, справятся с учебной нагрузкой.
1. Выполняйте рекомендации, данные врачом.
2. Создайте дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей: это в первую очередь соблюдение режима дня.
3. Почаще бывайте на свежем воздухе.
4. Не забывайте о сбалансированном, полноценном питании.
Помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать:
— имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон);
— имя и отчество родителей, где они работают;
— должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т. д.
Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: «А почему ты так думаешь?» Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. Совершенно не обязательно уметь считать до 1000. Гораздо важнее, чтобы ребёнок мог:
1. Ориентироваться в пределах десятка (то есть счет в прямом и обратном порядке, сравнение чисел, соседние числа, решение простых задачек):
— как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
— цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
— знаки +, –, =, >, <;
— название текущего месяца, последовательность дней недели;
— уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
— соотносить цифру и число предметов;
— составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— пользоваться арифметическими знаками действий;
— измерять длину предметов с помощью условной меры;
— составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
— делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
— ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
2. Ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между, впереди и т. д.)
Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка.
Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т. п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном.
Задавайте ему вопросы:
— О ком или о чём произведение?
— Кто понравился и чем?
— Как бы ты поступил на месте героя?
— Продолжи сказку (рассказ).
— Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?
— Нарисуй свой рисунок.
Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл телевизор. При этом в телевизионной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а малыш из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности.
Нужно ли учить ребёнка читать и писать?
Неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение. Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н. С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (от 3,5 до 7 тыс. слов), умения правильно произносить звуки родного языка, способности к простейшему звуковому анализу слов, пониманию грамматических конструкций предложений.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
— строить сложные предложения всех видов;
— составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
— находить слова с определённым звуком;
— определять место звука в слове;
— составлять предложения из 3–4 слов;
— членить простые предложения на слова;
— членить слова на слоги (части);
— различать разные жанры художественной литературы: рассказ, сказку, стихотворение;
— самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
— уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
— иметь представления о сезонных явлениях природы;
— знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы!
Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:
— раскрашивание;
— вырезание;
— штриховка;
— лепка;
— застёгивание и расстёгивание пуговиц;
— завязывание и развязывание лент;
— перекладывание мелких игрушек;
— закручивание и раскручивание гаек;
— перебирание крупы;
— мозаика.
Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
До 6–7-летнего возраста ребёнка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться.
А в школе «вдруг» у вполне нормального, с точки зрения родителя, ребёнка начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.






