Источники информации: данные расчетов этапа 2 «факторный анализ прибыли».
Оценка факторов, влияющих на прибыль проводится в аналитической табл. 2.3.
Таблица 2.3 Оценка влияния факторов на прибыль
Показатель | Сумма | В% к итогу |
Общее изменение прибыли в том числе за счет изменения: количества продукции структуры продукции цен себестоимости изделий | 54970 2465,1 -465,1 185610 -132640 | 100 4,48 -0,84 337,66 -241,3 |
Как было уже сказано выше, общее отклонение по прибыли составило 54970 тыс. р., что балансируется по сумме факторных влияний: 54970= – 465,1 + 2465,1 – 132640 +185610.
Как видно из таблицы 2.3, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы (в размере 185610 тыс. р.), а наименьшее влияние на отклонение прибыли оказали изменения структуры продукции (в размере 465,1 тыс. р.).
Анализ влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от реализации
Источники информации: форма №П-1; форма №5-з и пункт 25 прочих учетных источников.
Выписка из плана и отчетных данных планово – экономического отдела и бухгалтерии
|
|
Вид продукции | Объем реализации, тыс. р. | |
по плану | фактически | |
Изделие А | 250000 | 302500 |
Изделие Б | 163200 | 193310 |
Изделие В | 2958000 | 3090000 |
Всего: | 3371200 | 3585810 |
Анализ проводится в аналитической табл. 2.4.
Таблица 2.4 Расчет влияния структуры товарной продукции на прибыль от реализации
Вид продукции | Объем реализации, тыс. р. | Структура реализации | Плановая прибыль на 1 рубль реализованной продукции | Изменение прибыли в среднем на 1 рубль реализованной продукции (гр. 5 х гр. 6) | Влияние на прибыль от реализации итог (гр. 2 х гр. 7) | |||
по плану | фактически | план | факт | отклонение (+,–) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Изделие А | 250000 | 302500 | 7,42 | 8,44 | 1,02 | 1,15 | 1,17 | 353925 |
Изделие Б | 163200 | 193310 | 4,84 | 5,39 | 0,55 | 1,76 | 0,97 | 187510,7 |
Изделие В | 2958000 | 3090000 | 87,74 | 86,17 | -1,57 | 0,1 | -0,16 | -494400 |
ВСЕГО | 3371200 | 3585810 | 100 | 100 | - | 3,01 | 1,98 | 47035,7 |
Анализ использования прибыли
Источники информации: форма №2, форма №3 и пункт 24 прочих учетных источников.
Выписка из данных бухгалтерского учета и отчетности за предыдущий год (за 2004 год)
Показатель | Сумма |
Направлено – всего | 20015 |
в том числе: | |
резервный капитал и фонды | 3002,25 |
фонды накопления | 9006,75 |
фонд социальной сферы | 2001,5 |
фонд потребления | 2001,5 |
благотворительные цели | 1000,75 |
другие цели | 3002,25 |
Анализ выполняется в аналитической табл. 2.5.
Таблица 2.5 Анализ использования прибыли
Показатели | 2004 год | 2005 год | ||||
тыс. р. | % к прибыли | по плану | фактически | |||
тыс. р. | % к прибыли | тыс. р. | % к прибыли | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Прибыль до налогообложения | 73301 | 100 | 74516 | 100 | 75516 | 100 |
2. Налог на прибыль и иные обязательные платежи | 52086 | 71,06 | 36586 | 49,1 | 24448 | 32,37 |
3. Сальдо чрезвычайных доходов и расходов | -1200 | -1,64 | 4 | - | 6 | - |
4. Чистая прибыль (строки 1–2+3) | 20015 | 30,58 | 37934 | 50,9 | 51062 | 67,63 |
5. Направлено – всего | 20015 | 100 | 37934 | 100 | 51062 | 100 |
в том числе: | ||||||
резервный капитал и фонды | 3002,25 | 15 | 5690,1 | 15 | 7659,3 | 15 |
фонды накопления | 9006,75 | 45 | 17070,3 | 45 | 22977,9 | 45 |
фонд социальной сферы | 2001,5 | 10 | 3793,4 | 10 | 5106,2 | 10 |
фонд потребления | 2001,5 | 10 | 3793,4 | 10 | 5106,2 | 10 |
благотворительные цели | 1000,75 | 5 | 1896,7 | 5 | 2553,1 | 5 |
другие цели | 3002,25 | 15 | 5690,1 | 15 | 7659,3 | 15 |
|
|
Анализируя данную таблицу можно отметить, что в отчетном периоде возросла, хоть и незначительно, прибыль до налогообложения. Кроме того, в отчетном периоде уменьшился налог на прибыль, что является положительным моментом в деятельности предприятия.
За отчетный период существенно возросла чистая прибыль предприятия (это произошло, в основном, за счет уменьшения налога на прибыль).
Следует отметить, что наибольшая сумма чистой прибыли отчетного периода была направлена в фонды накопления (45% от чистой прибыли), оставшаяся часть чистой прибыли была направлена в фонд социальной сферы (10%) и в фонд потребления (10%). Кроме того, незначительная часть чистой прибыли (5%) была направлена на благотворительные цели.