Составные элементы аэродрома

В.С. Смирнов

АЭРОДРОМЫ И АЭРОПОРТЫ

Курс лекций

Аэропорты и аэродромы гражданской авиации

Основные определения

Аэропортом является комплекс сооружений, предназна­ченный для приема и отправки воздушных судов и обслужи­вания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэро­дром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование. Аэропорт (рис. 1.1) состоит из аэродрома  с летной полосой (ЛП) 2, служебно-технической территории (СТТ) 3 и объектов радионавигации, системы ав­томатической посадки и некоторых других сооружений, рас­положенных за границами территории аэропорта.

Рис. 1.1.   Схема аэропорта Рис. 1.2. Схема аэродрома

Аэродром — это земельный или водный участок, спе­циально оборудованный для взлета, посадки, руления, раз­мещения и обслуживания воздушных судов (рис. 1.2). В со­став аэродрома входят одна или несколько летных полос, пути руления или рулежные дорожки (РД), перрон 8, места стоянки самолетов (МС) 9 и площадки специального назна­чения.

Летная полоса служит для взлета и посадки воздушных судов, как правило, в двух взаимно противоположных на­правлениях и представляет собой в плане прямоугольник. На некоторых ЛП осуществляется безопасный взлет и посадка воздушных судов в одном направлении с возможностью ухо­да на второй круг. ЛП состоит из взлетно-посадочной полосы (ВПП) 1,(ГВПП) 2, концевых полос безопасности (КПБ) 4 и боко­вых полос безопасности (БПБ) 3.

Взлетно-посадочная полоса — часть ЛП, специально под­готовленная и оборудованная для взлета и посадки воздуш­ных судов. Она может быть грунтовой (ГВПП) 2 или иметь искусственное покрытие (ИВПП) 1. ИВПП и ГВПП состав­ляют рабочую площадь ЛП. При наличии на аэродроме ИВПП ГВПП используется в случае занятости основной ИВПП, посадки с неисправными органами приземления и т. п. При наличии двух и более ИВПП строительство ГВПП не производится. ЛП и ВПП подразделяются на главные, имеющие наибольшую длину, и вспомогательные.

КПБ примыкают к концам ВПП и обеспечивают безопас­ность взлета и посадки воздушных судов, БПБ располагают­ся по обе стороны ВПП и обеспечивают безопасность воздуш­ных судов при возможных выкатываниях за пределы ВПП при взлете и посадке. Рулежные дорожки предназначены для руления и буксировки воздушных судов. Они подразделяют­ся на магистральные (МРД) 5, соединительные (СРД) 6, вспомогательные (ВРД) 7 (см. рис. 1.2). Места стоянки обеспечивают хранение и обслуживание приписных воздуш­ных судов.

Служебно-техническая территория — участок, на котором размещаются здания и сооружения для обслуживания пасса­жирских, грузовых и почтовых перевозок, управления воз­душным движением, ремонта и обслуживания воздушных су­дов, здания и сооружения вспомогательного назначения, а также внутрипортовые дороги и элементы благоустройства.

 Определение, назначение и задачи деятельности аэропортов.                                                                                                                                                                      

 

Аэропорт - стратегический и социально-значимый объект, составная часть мирового воздушного транспорта.

Аэропорт является одним из основных элементом транспортной системы Российской Федерации, в которую входят: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный и воздушный транспорт.

С правовой точки зрения аэропорт - это авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом независимо от его организационной и правовой формы и формы собственности, осуществляющее за плату наземное обслуживание воздушных перевозок - пассажиров, грузов и  почты. Синженерно-технической - «Аэропорт - комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов; обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников» (ВК РФ). 

Деятельность аэропортов осуществляется в, интересах пассажиров и других клиентов - потре6ителей авиауслуг, непосредственно осуществляющих или способствующих их осуществлению. Аэропорты, должны удовлетворять потребности населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, гарантировать пользователям равные возможности в предоставлении услуг, потребностями авиатранспортного рынка при обеспечении безопасности жизни, здоровья, имущественных интересов пользователей и соблюдении при этом отечественных и международных норм, правил.

Основными задачами аэропорта являются:

ü Выполнение работ и услуг по обслуживанию ВС отечественных и зарубежных авиакомпаний, обслуживание пассажиров и технологических процессов, регулирование воздушного движения в зоне аэродрома

ü Обеспечение и выполнение в зоне аэропорта требований авиационной безопасности

ü Строительство и эксплуатационное содержание сооружений и объектов для обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки ВС, а так же для обеспечения деятельности служб аэропорта

ü Организация и проведение аварийно-спасательных работ

ü Осуществление мероприятий по охране окружающей среды на территории аэропорта и сопредельной территории и пр.

 Классификация аэропортов гражданской авиации

 

Аналогично классификации воздушных трасс подразделяются аэропорты и аэродромы. В зависимости от характера выполняемых авиаперевозок аэропорты подразделяются на международные и для внутренних перевозок в пределах Российской Федерации.

К международным относят такие аэропорты, через которые разрешено в установленном порядке осуществлять международные авиаперевозки и в которых обеспечены таможенный, пограничный и санитарно - карантинный контроль. Для данной группы аэропортов обязателен учет дополнительных требований и рекомендаций Международной Организации Гражданской Авиации (ИКАО).

К аэропортам для внутренних авиаперевозок относят такие, которые обслуживают авиаперевозки, осуществляемые в пределах Российской Федерации без прохождения процедур таможенного, пограничного и санитарно – карантинного контроля.

В зависимости от назначения обслуживаемых внутренних авиалиний устанавливается соответствующий статус аэропорта: федерального, регионального (республиканского) значения и аэропорты местных воздушных линий.

К аэропортам федерального значения относят аэропорты, составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системы РФ, обеспечивающие стабильное функционирование наиболее значимых межрегиональных (магистральных) и международных авиасвязей РФ. В состав аэропортов федерального значения включаются, как правило аэропорты с годовым объемом перевозок пассажиров не менее 500 тыс. человек, имеющие ВПП с искусственным покрытием и комплекс радиотехнических средств и светосигнального оборудования, позволяющий прием и отправку воздушных судов-1 и 2 классов, или отнесенные к федеральным с учетом их социально-политического значёния, в системе государственного устройства РФ и находящихся, как правило, в государственной собственности.

Федеральные аэропорты обслуживают воздушные перевозки по воздушным трассам, связывающим между, собой федеральные, краевые и областные административно-хозяйственные центры Российской Федерации. Аэропорты федерального значения образуют, опорную сеть, и обеспечивают потребность в авиаперевозках всех регионов страны и основные транспортные

К аэропортам регионального значения расположенные в регионах РФ и осуществляющие межрегиональные авиаперевозки. Эти аэропорты, как правило, находятся в муниципальной собственности регионов.

Каэропортам местных воздушных линий (МВЛ)- относятся аэропорты, в которых, основной объем, работ составляют внутрирегиональные авиатранспортные перевозки, а также полеты по применению авиации в народном хозяйстве. Эта группа аэропортов находится в муниципальной собственности регионов и юридических лиц регионов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Аэропорты классифицируются, по годовому объему пассажирских и грузовых перевозок (пассажирооборот и грузооборот), включающий суммарное количество всех прилетающих и вылетающих пассажиров, в т.ч. транзитных (без пересадки на другой рейс) и трансферных (с пересадкой на другой рейс) пассажиров. В зависимости от годового объема перевозок гражданские аэропорты делятся на пять классов (табл.1).

Таблица 1

КЛАСС АЭРОПОРТА ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК, ТЫС. ЧЕЛ.
I 7 000... 10000
II 4 000..7 000
III 2 000...4 000
IV 5 00... 2000
V 100....500

 

При объеме перевозки пассажиров более 10 млн/год аэропорт называется внеклассным, а менее 0,1 млн/год - неклассифицированным.

Аэропорты I-III классов обслуживают, как правило, федеральные воздушные линии, аэропорты IV-V классов - региональные воздушные линии, в которых основной объем перевозок осуществляется по местным воздушным линиям(МВЛ).

Пассажирские аэропорты предназначены для перевозки пассажиров, грузовые - для перевозки грузов и почты. В большинстве случаев в современных аэропортах совмещается работа по обеспечению пассажирско-грузовых перевозок.

Основными технологическими характеристиками аэропортов являются: годовой объем пассажирских и грузовых перевозок, интенсивность и состав движения воздушных судов, типы воздушных судов, эксплуатирующихся или предполагаемых к эксплуатации в аэропорту.

Технологические расчеты зданий и сооружений аэропортов производятся с учетом эксплуатируемого парка воздушных судов в данном аэропорту.

Аэропорты подразделяются на базовые и запасные. К базовым относят аэропорты - для постоянного базирования ВС одной или нескольких авиакомпаний, обслуживающих данную воздушную трассу или систему воздушных трасс. К запасным, относят аэропорты, предназначенные для эпизодического обслуживания ВС в случае неудовлетворительной метеорологической обстановки на базовом аэродроме.

Аэропорты подразделяются на следующие виды:

ü сухопутные аэропорты или просто аэропорты, в которых эксплуатируются ВС с колесным шасси;                                                                                                                                                                                                                                                             

ü гидроаэропорты, в которых эксплуатируются гидросамолеты с поплавковыми шасси, обеспечивающими взлет и посадку ВС с водной поверхности (акватории).    

 Составные части аэропорта

 

Аэропорт как комплекс зданий и сооружений включает: аэродром, предназначенный для: обеспечения взлетов, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов; служебно-техническую территорию (СТТ), предназначенную :-, для расположения зданий и сооружений обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок,, технического обслуживания воздушных судов, объектов авиатопливообеспечения, здания КДП с антенным полем и производственные здания и сооружения вспомогательного назначения, территории обособленных сооружений управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистных и водозаборных сооружений, складов горюче-смазочных материалов и пр.

Служебно-техническая территория (СTT) - часть территории аэропорта, где размещаются здания и сооружения, предназначенные для выполнения технологических операций, связанных с обслуживанием пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, выполнением определенных видов технического обслуживания самолетов. На СТТ аэропорта размещаются также здания и сооружения вспомогательного назначения (здание управления аэропорта и авиаотрядов, профилакторий, база аэродромной службы, специальная автобаза и др.).

Приаэродромная территория - прилегающая к аэродрому местность, над которой в воздушном пространстве производится маневрирование воздушных судов. Воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах называется районом аэродрома.

Некоторые сооружения и оборудование аэропорта располагаются обособленно, вне его территории, но условно могут быть отнесены к аэродрому или СТТ. К таким сооружениям относятся; например, некоторые объекты радионавигации, посадки и управления воздушным движением (УВД), перевалочные склады горюче-смазочных материалов (ГСМ) и др.

Аэропорт как авиатранспортное предприятие представляет собой единый технологический комплекс, включающий здания и сооружения основного производственного и вспомогательного назначения, а также инженерные сети и сооружения.

Технология работы аэропорта и его отдельных зданий и сооружений обеспечивает:

ü обслуживание пассажирских, грузовых и почтовых перевозок;                                                                                       

ü выполнение специальных авиационных работ,

ü эксплуатацию воздушных судов;   

ü создание условий безопасного, экологически эффективного и гармоничного, с точки зрения экологических и санитарных норм,выполнения всех технологических процессов;

ü создание социально-нормальных условий для пребывания пассажиров в аэропорту, в том числе и для инвалидов и пожилых людей;

ü сокращение времени пребывания в аэропорту пассажиров, грузов, почты и багажа;

ü создание максимальных возможностей для обслуживающего персонала аэропорта и его служб по обеспечению выполнения технологических процессов;    

ü возможность размещения; функционирования и обслуживания высокопроизводительного технологического оборудования, средств механизации и автоматизации технологических процессов;

ü технологическое и организационное взаимодействие отдельных служб аэропорта;  

ü возможность организации и проведения мероприятий по гражданской обороне и предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций;

ü безопасные условия труда персонала аэропортов.

 Генеральный план аэропорта

Генеральный план аэропорта представляет комплексное решение вопросов, планировки и благоустройства территории, размещения на ней необходимых зданий и сооружений, объектов управления воздушным движением, радионавигации и посадки воздушных судов, а также транспортных коммуникаций и инженерных сетей, обеспечивающих безопасность и регулярность воздушного транспорта. Комплекс зданий и сооружений аэропорта изображается графически на чертеже в установленном масштабе и с учетом определенных требований, представляет схему генерального плана (генплан) аэропорта.                                                                                                                                              

При разработке и утверждении генплана для строительства, реконструкции аэропорта или отдельных его сооружений выполняется целый ряд нормативных требований. Основными документам, определяющими эти требования, являются Федеральные авиационные правила. «Технологическое проектирование и строительство аэропортов гражданской авиации» и «Технологическое проектирование и строительство аэродромов гражданской авиации».

Генплан аэропорта должен обеспечивать:

ü достаточные размеры для расположения аэродрома, СТТ, обособленных зданий и сооружений УВД, радионавигации и посадки, складов ГСМ, систем ЦЗС и других зданий и сооружений с учетом перспективы их развития;

ü транспортную связь, удобную для перевозки пассажиров и грузов между городами и населенными пунктами, которые обслуживаются данным аэропортом с учетом перспективы их развития;                                                                                                                                                                                                                                                                                               

ü требования, предъявляемые к приаэродромной территории в части получения данных о высоте и расположении препятствий высотных объектов, которые могут представлять опасность; для выполнения полетов в районе аэродрома, и к территориям, обеспечивающим требуемое расстояние между отдельными аэродромами, аэродромом и селитебной территорией;

ü требования по охране окружающей среды, в том числе по допустимым уровням шумового воздействия от воздушных судов на селитебную(жилую) территорию, сверхвысокочастотного облучения от радиотехнических средств, предельным концентрациям вредных выбросов в атмосферу, в почву и водоемы

На генплане обозначают границы функциональных зон основных элементе» аэропорта: аэродрома и СТТ. Границы аэродрома представляют по линиям; отстоящим от летной полосы на расстоянии, обеспечивающем соответствие высоты ограждения аэропорта действующим требованиям по ограничению высот препятствий и отстоящим на расстоянии, обеспечивающем размещение водоотводных канав и патрульных дорог между, летной полосой и ограждением аэропорта. Границу СТТ представляют по линии проектируемого ограждения зданий и сооружений, расположенныхпо периметру СТТ, за исключением стороны, примыкающей к аэродрому.                                                                                                                                                                                               

Генеральный план должен отражать развитие аэропорта на долгосрочную перспективу (как правило, 20 лет) с выделением, при необходимости, очередности строительства объектов.

Генеральный план должен обеспечивать единство технологических и планировочных решений аэродрома и служебно-технической территории.

Размещение зданий и сооружений аэропорта на генеральном плане осуществляют в зависимости от  расположения взлетно-посадочных полос, характера застройки СТТ, подъезда со стороны города, схемы внутрипортовых дорог, проездов, площадей и особенностей естественных условий участка, с учетом архитектурно-планировочных, противопожарных, экологических и санитарных норм, обеспечения благоустройства участка застройки.

Генеральный план аэропорта разрабатывается на основе ситуационного плана местности с учетом, застройки прилегающих территорий.

 

«Аэродром – участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и хранения BС» (ВК РФ). В пределах аэродрома производятся некоторые виды наземного обслуживания пассажиров (посадка, высадка, транспортирование пассажиров); технологические операции (погрузка, выгрузка, транспортирование) грузов, почты, багажа, пассажиров, а так же некоторые виды технического обслуживания BC.

  Аэродромы гражданской авиации подразделяются:

- по видам поверхности взлётно-посадочных полос (ВПП) - на аэродромы с искусственным покрытием (ИВПП), грунтовые (ГВПП), гидроаэродромы, снежные и ледовые;

- по характеру использования - на постоянные и временные, дневного и круглосуточного действия;

- по назначению - на трассовые, заводские, учебные и для выполнения авиационных работ;

- по расположению и использованию экипажами при полётах по трассам - на базовые, промежуточные, вылета, назначения и запасные;

- по высоте над уровнем моря и характеристике рельефа - на горные и равнинные;

- по допуску к эксплуатации по минимумам для посадки - на категорированные и некатегорированные.

 В зависимости от длины ВПП и несущей способности по­крытий аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е.

  На классифицированных аэродромах должна быть подго­товлена запасная ГВПП, постоянно содержащаяся в эксплуатаци­онной готовности для взлёта и посадки воздушных судов.

При наличии на аэродроме двух и более ИВПП, а также, если аэродром, имеющий ИВПП, расположен в стеснённых условиях (сложный рельеф местности и др.), для аварийной посадки воздушного судна может быть использована БПБ, подготовленная как ГВПП.

Аэродромы, имеющие взлётно-посадочные полосы разме­ром менее чем аэродромы класса Е, относятся к неклассифицированным  аэродромам.

 Для эпизодических, сезонных полётов кроме аэ­родромов могут использоваться посадочные площадки, размеры которых обеспечивают безопасный взлёт и посадку воздушного судна соответствующего типа.

   

Составные элементы аэродрома

В состав аэродрома входят следующие основные элементы:

ü летное поле;

ü летные полосы (ЛП), в том числе взлетно-посадочные полосы (ВПП) с искусственным покрытием или грунтовые;

ü концевые полосы торможения (КПТ)или концевые полосы безопасности(КПБ) за концами ВПП если они предусмотрены;

ü свободныё зоны(СЗ);                                                                                                                                                                                                         

ü рулежные дорожки(РД);

ü перроны и места стоянки ВС;

ü площадки социального назначения.

Планировочные размеры элементов аэродрома зависят от летно-технических характеристик ВС, предполагаем к эксплуатации, классификационных требований к аэродромам, а также местных условий аэродрома (атмосферных, рельефных, высотных), называемых расчетными.

Классификация аэродромов производится по длине главной взлетно-посадочной полосы в стандартных условиях (табл. 2).

 

 

                                                                                                      Таблица 2

Показатель

Класс аэродрома

А Б В Г Д Е
Минимальная длина ИВПП в стандартных условиях, м Минимальная длина ГВПП в стандартных условиях, м 3200   3500 2600   2860 1800   1980 1300   1430 1000   1100 500   550

Примечания:

Стандартные условия характеризуются:

ü идеально сухим воздухом;

ü температурой воздуха + 15° С:

ü атмосферным давлением 760 мм. рт. ст.;

ü спокойным состоянием воздуха — штилем;

ü горизонтальной поверхностью ВПП.

Аэродром относится к соответствующему классу, если фактическая длина ВПП, приведенная к стандартным условиям, не ниже классификационных показателей.   

Аэродромы,, имеющие ИВПП размером менее 500 м, относятся к неклассифицированным.

Летные полосы (ЛП) аэродрома обеспечивают взлет и посадку самолетов, как правило, в двух взаимно противоположных направлениях. При выборе направления и расположения ЛП следует учитывать метеорологические факторы (ветровой режим, повторяемость туманов, дымки, низкую облачность и пр.), наличие, препятствий в зоне аэродрома, направление и расположение ЛП соседних аэродромов, перспективы развития прилегающих к аэродрому населенных пунктов, рельеф местности, а также особенности зимней эксплуатации аэродрома.

Концевые полосы торможения (KПТ) или концевые полосы безопасности (КПБ) должны иметь ту же ширину, что и ВПП, к которой они примыкают. КПТ должна быть подготовлена таким образом, чтобы в случае прекращения взлета ВС она могла выдержать создаваемую им нагрузку, не вызывая повреждения конструкции ВС. Длина КПТ и КПБ должна обеспечивать остановку и разворот расчетного (максимального) воздушного судна в случае прерванного взлета.

Свободной зоной (СЗ) является земная (водная) поверхность, которая не должна выступать над плоскостью, имеющей восходящий уклон 1,25%, при этом нижней границей этой плоскости является горизонтальная линия, проходящая по концу ВПП (или располагаемой дистанции разбега), перпендикулярно к осевой линии полосы. Объекты, расположенные в свободной зоне, которые могут представлять угрозу для безопасности воздушных судов в воздухе, должны быть устранены. Длина свободной зоны не должна превышать половины длины ВПП (располагаемой дистанции разбега). Ширина СЗ составляет 150 м для ВПП всех классов, т.е. по 75 м в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП.

Рулежные дорожки (РД) - специально подготовленные пути для руления и буксировки воздушных судов, соединяющие между собой отдельные элементы аэродрома. Рулежные дорожки подразделяют на магистральные, соединительные и вспомогательные.

Магистральную РД (МРД) проектируют параллельно ВПП с минимальным расстоянием между кромками их покрытий для аэродромов классов А, Б и В, равным 150 м, а при наличии радиообъектов между ВПП и МРД - 190 м.

Соединительные РД (СРД) бывают двух видов:

ü обычные, примыкающие под прямым углом к оси ВПП;

ü скоростные, примыкающие к оси ВПП под острым углом 30°-45°.

Соединительные РД (обычные и скоростные) располагают, как правило, симметрично по отношению к середине ИВПП, их количество определяют соответственно числу групп эксплуатируемых самолетов с учетом интенсивности их движения при минимальной протяжённости путей руления между ВЦП и другими элементами аэродрома.

Перроны, места стоянки самолетов, площадки специального назначения используются для стоянки ВС с целью посадки, высадки пассажиров; выгрузки, загрузки багажа, груза, почты; оперативного технического обслуживания ВС; подготовки ВС к полету и хранения ВС на аэродроме.

Размеры и конфигурация перрона, места стоянки самолетов (МС) и площадок специального назначения должны обеспечивать: размещение расчетного числа воздушных судов и их безопасное маневрирование, проезд и размещение аэродромных транспортных средств и перронной механизации, размещение передвижного   стационарного оборудования для технического обслуживания воздушных судов, размещение устройств заземления (для снятия статического электричества), крепления воздушных судов, струеотклоняющих щитов других необходимых устройств, а также обеспечение возможности механизированной очистки покрытия перрона от снега и осадков.                                                                                                                         Самолеты могут устанавливаться на стоянке перронов и МС, а также выводиться с них на тяге собственных двигателей или с помощью тягачей-буксировщиков "носом вперед" или "хвостом вперед" в зависимости от типа ВС.

Для зашиты самолетов; наземной техники, людей и сооружений от воздействия газо-воздушных струй двигателей должна предусматриваться установка струеотклоняющих щитов. Расположение щитов следует определять для конкретного типа самолета, в зависимости от схемы движения самолетов, а также планировочных решений МС, перрона и площадок специального назначения. Габариты струеотклоняющих щитов определяются размером образующегося поля струи на, соответствующем, расстоянии от среза сопла двигателей или плоскости винтов. При отсутствии струеотклоняющих щитов должны быть обеспечены безопасные расстояния от зданий и сооружений до стоянок, на которых предусматриваются запуск, опробование двигателей и выруливание (или заруливаниё) самолетов, эти расстояния должны соответствовать параметрам поля газовых струй.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: