Основные направления социальной работы с многодетной семьей

Каждая многодетная семья, независимо от степени ее благополучия, нуждается в помощи и внимании со стороны государства и общества. Социальная работа с многодетной семьей представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации.   

Практическую помощь многодетным семьям оказывают различные учреждения и службы. Социальная работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей. По мнению Дивицыной Н.Ф., специалист по социальной работе должен:

- знать нужды и потребности многодетных семей и лиц, проживающих в них;

- уметь составлять план действий, не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи;

- привлекать различные организации и службы, способные помочь многодетной семье (социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения, образования, а также общественные организации, объединения, ассоциации).

Принимая во внимание многогранность и сложность проблем многодетной семьи, социальная работа с такой семьей ведется по нескольким направлениям.         

Первое: привлечение различных организаций и служб (социальных, правоохранительных, юридических, здравоохранения, образования), а также местных органов власти и общественных организаций, которые способны помочь многодетной семье. Эта помощь осуществляется только на основе знания нужд и потребностей семьи. При этом социальный работник действует в тесной связи и с другими службами, занимающимися помощью многодетным семьям, включая благотворительные организации и фонды.

Второе: непосредственная помощь социального работника многодетной семье. Практическая деятельность социального работника включает в себя следующие виды работ:

1) выявление и учет многодетных семей, включая составление характеристики семьи в социальном, экономическом, психологическом и других аспектах:

- количество членов семьи, их пол, возраст;

- материальное положение семьи;

- жилищные условия;

- взаимоотношения в семье;

- состояние здоровья;

- уровень образования;

- наличие асоциального поведения у членов семьи;

- круг интересов семьи;

2) определение с помощью различных источников (в том числе самой семьи) основных проблем и трудностей семьи;

3) установление основных направлений оказания помощи в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена. Эти направления соответствуют главным образом проблемам многодетной семьи (доходы, питание, здоровье, образование и воспитание, взаимоотношения, жилищные условия, отношения с социальной микросредой, защита прав многодетной семьи, проведение досуга);

4) осуществление конкретной деятельности по оказанию семье различных видов помощи:

- непосредственная помощь семье в получении различных пособий и льгот, т.е. предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей, и порядке их получения;

- помощь семье в обеспечении и повышении ее экономической самостоятельности;

- помощь родителям в выполнении и осуществлении ими воспитательных функций. Пример родителей является эффективным средством воздействия, дети подражают им во всем, часто даже бессознательно. Поэтому очень важно помочь родителям стать настоящими воспитателями, ответственными за ребенка, оказать им помощь в решении конкретных ситуаций. Социальный работник может помочь родителям в воспитании детей, организовав для них соответствующие курсы, лекции и практическое обучение;

- психологическая помощь родителям и детям с точки зрения адаптации к различного рода конфликтным ситуациям, возникающим в семье, сложностям постоянного пребывания «на публике»;

- помощь детям из многодетных семей. Особенное внимание обращается на предупреждение различных форм насилия и жестокого обращения с детьми. В этих случаях социальный работник, педагог социальный обращается за помощью к правоохранительным органам и службам психического здоровья.

Социальный педагог ведет учет указанных семей, используя различные источники информации (школа, соседи, друзья и т.д.). Особое внимание уделяется работе с асоциальными многодетными семьями (семьи с одним или несколькими факторами риска). Здесь выполняется следующая социальная работа:

- выявление асоциальных семей;

- установление контакта с органами внутренних дел для решения вопроса принудительного лечения лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, токсическими веществами, для принятия по отношению к ним мер воздействия;

- устройство детей в случае необходимости (при асоциальном поведении родителей) в дома ребенка, детские дома, интернаты;

- наблюдение за здоровьем членов многодетной семьи; помощь в устройстве детей-инвалидов в специализированные дома и школы, приобретении для них необходимых технических средств;

- периодическая проверка предоставления многодетным семьям различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделения натуральной помощи и др.), проверка полноты объема этой помощи и ее эффективности, контроль за соблюдением при этом законных прав клиентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная работа с многодетными семьями осуществляется различными учреждениями и службами. Данная работа включает в себя весь спектр услуг, необходимых для поддержания жизнеспособности таких семей, и ведется по нескольким направлениям – от привлечения различных организаций и учреждений, способных помочь семье, до конкретной, личной помощи социального работника.

Основными формами работы социального педагога с многодетными семьями являются мониторинг и патронаж.

Социальный педагог ведет учет многодетных семей учебного заведения, готовит необходимые документы для предоставления многодетным семьям материальной помощи, льгот в соответствии с законодательством; проводит консультирование по вопросам правовой, социальной помощи многодетной семье; способствует оздоровлению учащихся из многодетных семей в каникулярный период.

Работа социального педагога с многодетной семьей делится на:

- сопроводительную (индивидуальная, выполняется за пределами школы: посещение на дому, беседы с родителями, изучение семейных взаимоотношений, консультирование, сотрудничество с различными учреждениями, службами);

- просветительскую (в пределах учебного заведения, направленная на развитие родительской компетентности, заинтересованности школьной жизнью детей);

- профилактическую (улучшение адаптивности, стабильности семьи, налаживание взаимоотношений – выполняется как в учебном заведении, так и за его пределами).

Работа социального педагога, который осуществляет социальный патронаж многодетной семьи, обязательно должна быть связана с соответствующим изучением поведения ребенка, условий его пребывания в семье, исследованием внутрисемейных взаимоотношений и оказанием квалифицированной социальной помощи.

Цель социально-педагогического патронажа многодетных семей:

- формирование у ребенка с раннего возраста общечеловеческих ценностей;

- оказание ребенку помощи и поддержки в достойном самоутверждении и полноценной жизни;

- повышение уровня готовности семьи к планированию рождения детей, выполнение воспитательной функции первичной социализации ребенка;

- формирования педагогической культуры родителей;

- воспитание ребенка с позиции ее интересов и уважения к родителям;

- создание благоприятного семейного микроклимата и укрепление института семьи.

Задачи социально-педагогического патронажа многодетной семьи:

- организация целенаправленной профессиональной помощи семье в решении ее социальных и психолого-педагогических проблем;

- помощь семье в создании целесообразных психолого-педагогических условий воспитания ребенка с учетом его возраста, индивидуальных особенностей и потребностей своевременного и всестороннего развития;

- формирование социально-педагогической компетенции семьи – приобретение членами семьи социально-педагогических знаний и навыков, достаточных для реализации задач повседневной жизни, которые возникают во время общения с окружением.

Функции социально-педагогического патронажа:

- воспитательная, предусматривающая формирование психолого-педагогической компетенции семьи; создание условий для позитивной социализации детей и родителей; помощь в подготовке к школе детей, на которых не распространяется общественное воспитание; способность к принятию, пониманию и уважению других;

- социально-правовая, проявляющаяся в заботе государства о семье, детях, в их правовой поддержке и защите; формировании правовой компетентности и культуры семьи путем ознакомления с действующим законодательством;

- социально-реабилитационная, предусматривает воспитательную, образовательную и определенную попечительскую работу с неблагополучными семьями и семьями групп риска.

Основные принципы социально-педагогического патронажа семьи:

- внимание к потребностям семьи;

- уважение ее членов независимо от возраста и социального статуса;

- корректность во время общения, выбора методов работы;

- дифференцированный подход к проблемам семей, их членов на основе учета типа семьи, семейной среды и его воспитательного потенциала;

- индивидуальный подход к членам семьи в соответствии с уровнем их осознания собственных социально-педагогических проблем и возможностей их решения;

- опора на положительный социальный и педагогический опыт;

- компетентность социальных педагогов в выполнении своих обязанностей

Формы сопровождения многодетных семей можно разделить на:

- экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная социальная помощь, немедленное изъятие из семей детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей);

- стабилизирующие, направленные на поддержание стабильности семьи, ее социальное развитие. Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, предусматривает нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех членов семьи с окружением. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный педагог должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.

Работа с многодетной семьей, не должна ограничиваться каким - то одним видом оказания помощи, во время работы социальный педагог параллельно организует:

- социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях, социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой;

- педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка;

- психокоррекционные мероприятия, изменения в самооценке взрослых и детей;

- устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: