Диагностическое направление работы педагога-психолога в ДОУ

Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей.

Задачи: 1. Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое и психическое насилие.

2. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

  Диагностика проводится в 3 этапа

1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывают, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации.

2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть, применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.

З этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

1. Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели. Психолог просит их в свободной форме ответить на вопрос о том, у каких именно детей из их группы наблюдаются проблемы в адаптации.

Для проверки полученных данных и преодоления возможной субъективности воспитателя рекомендуется воспользоваться и другими методами: наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке.

2. С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе применяются анкетирование и опросник Басса-Дарки. Анкета содержит вопросы относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. В нее включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются.

Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно — выявления тех родителей, у которых выражены физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл хотя бы по одной из шкал опросника Басса-дарки.

3. Целью этого этапа является анализ тех родительских установок и реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье. Для получения дополнительной информации об особенностях эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия.

Психодиагностическая работа с детьми и подростками, пострадавшими от насилия

Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т д. Наиболее используемыми являются следующие методики:

1.Психодиагностический опросник Личко (патохарактерологический опросник)

2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик;

3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Ротгера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности;

4. Рисуночные тесты: «Дом - Дерево Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующее животное», проективный тест «Метод неоконченных предложений», для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и состояний жертвы насилия;

5. Анкеты: Анкета для обучающихся по выявлению жестокого обращения среди несовершеннолетних (Приложение 1).

 

 

 

 

 

Глава 5. Практические рекомендации по организации коррекционной и профилактической работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: