Профилактика как направление работы педагога социального

Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. Объектами социальной профилактики обычно являются все дети и семьи. Однако практика показывает, что профилактические процедуры крайне актуальны для неполных, многодетных, малообеспеченных семей, для семей группы риска, а также несовершеннолетних, уже находящихся в социально опасном положении.        

Цель социально-педагогической профилактики вытекает из цели социально-педагогической деятельности – формирование социальной активности личности, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.

Эффективность этого процесса в значительной мере определяется содержанием социально-педагогических механизмов реализации необходимых ресурсов или возможностей социума. В случае ориентации на ресурсы социума социально-педагогическая профилактика, как и любой социальный процесс, имеет свою динамику, в которой наиболее четко выделяют этапы реализации педагогического потенциала социума в интересах личности.

Социальная профилактика основывается на ряде принципов:

-  принцип системности, подразумевающий выявление комплекса причин социальной проблемы, создание максимального количества условий для урегулирования возникающих проблем и использование в профилактической работе всей совокупности доступных форм и методик работы;

- принцип превентивности, означающий предупредительный характер предпринимаемых действий;

- принцип оптимальности, предполагающий объективное выявление степени актуальности той или иной проблемы для клиента;

- принцип активизации собственных сил человека, означающий субъектный характер участия клиента в профилактических мероприятиях.

К числу важнейших видов профилактики, используемых в социально-педагогическом сопровождении семьи, можно отнести:

• профилактику девиантного поведения;

• профилактику безнадзорности и беспризорности;

• профилактику семейного неблагополучия и насилия;

• профилактику безработицы и др.

Таким образом, видно, что профилактическая деятельность в основном направлена на предупреждение различных девиаций или минимизации их негативных последствий для социальных субъектов.

В целом профилактические мероприятия могут сосредоточиваться на трех основных направлениях:

- медико-оздоровительное (сохранение физического потенциала человека);

- социально-психологическое (сохранение механизмов регуляции деятельности);

- социокультурное (сохранение и развитие ценностных ориентиров, общего культурного уровня личности).

Типы социально-профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия, они могут быть определены как:

-  нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

- устраняющие эти обстоятельства;

- мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: