Социально-педагогическая коррекция как направление работы педагога социального

Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Социально-педагогическая коррекция – это форма социально-педагогической деятельности по восстановлению, поддержанию у детей и взрослых утраченных социальных связей, отношений и функций, вызванных воздействием негативных факторов социума или социализации на основе использования педагогических ресурсов и возможностей социума.

В зависимости от субъекта воздействия социально-педагогическая коррекция может быть индивидуальной и групповой.

Социально-педагогическая коррекция предполагает изменение системы социальных ценностей, социальных потребностей и установок, представлений об окружающей социальной среде и о себе, своей деятельности как у отдельных членов семьи, так и у семьи в целом, формирование позитивного отношения к взаимодействию с педагогическим потенциалом социума.

В рамках единого социально-педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Основные функции коррекции (по А. И. Кочетову):

- восстановительная – восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка или у семьи в целом до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;

- компенсаторная – формирование у клиента стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей деятельности;

- стимулирующая – активизация положительной социально-полезной деятельности семьи, оказание эмоциональной поддержки;

- исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, включение в группу поддержки).

Особенности социально-педагогической коррекции проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта. С другой стороны –объектом коррекции выступают дети, получившие нежелательный жизненный опыт и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Коррекционный процесс отличается от психотерапии тем, что ориентирован на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни трудности, проблемы социального характера; в данном случае воздействие направлено на изменение поведения и развитие личности. Коррекционное воздействие имеет дело с уже сформировавшимися видами поведения и направлено на их «переделку». Исходя из этого, коррекция как метод комплексного воздействия для изменения его жизненных установок и навыков поведения предполагает формирование новых конструктивных взаимодействий личности с группой.

Коррекционная работа осуществляется в форме консультирования, тренингов, психотерапии. При этом используются разнообразные приемы: ролевые игры, игровые упражнения, тренинги в повседневной жизнедеятельности, позитивное подкрепление, групповые дискуссии, способы самоконтроля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: