Диагностика как направление социально-педагогической помощи семье

Диагностическая деятельность – одна из основных в работе социального педагога. Это связано с тем, что сама эта деятельность начинается с комплексного исследования проблемы, объекта деятельности. При этом диагностика не является самоцелью, она тесно связана с дальнейшей коррекционной, воспитательной, реабилитационной работой. Суть социально-педагогической диагностики семьи заключается в получении достоверных знаний о семье как институте воспитания, о проблемах, связанных с воспитанием детей. Результат диагностики не сводится лишь к постановке социального диагноза, а предполагает прогнозирование возможных изменений, выработку рекомендаций для разработки программы социально-педагогической помощи. На основе результатов мониторинга социальный педагог способен скоординировать позитивные влияния всех субъектов социального воспитания с целью оказания комплексной социально-педагогической, психологической и др. видов помощи.

Задачами диагностики являются изучение состояния семьи, реализация ею функций воспитания и социализации детей, выявление причин ее неблагополучия, поиск оптимальных возможностей перевода семьи в более благополучное состояние, а также выявление эффективных средств и способов сопровождения семьи по решению выявленных проблем. Реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения семьи предполагает прохождение ряда этапов:

    - изучение семьи, взаимоотношений в ней, взаимодействия членов семьи с окружающим миром, влияния социального окружения на семью;

    - выявление проблем;

    - выдвижение гипотез о причинах возникновения проблемы;

    - выбор методов исследования;

    - проведение исследования;

    - формулировка психолого-педагогического диагноза;

    - поиск социально-педагогических средств решения проблемы семьи.

Таким образом, диагностика в процессе социально-педагогического сопровождения семьи предполагает выявление причин возникающих у семьи проблем и затруднений, выбор наиболее подходящих социально-педагогических средств, определение условий, которые необходимы для решения родителями и детьми имеющихся у них проблем.

Основными функциями социально-педагогической диагностики являются:  функция обратной связи; оценочная функция; управленческая функция;  прогностическая функция.

В социально-педагогической диагностике функция обратной связи выступает одной из ведущих. Это обусловлено тем, что полученные диагностические данные (об особенностях ситуации развития ребенка, уровне его воспитанности, особенностях взаимодействия с другими и т.д.) служат главной информацией для анализа изучаемого процесса, явления, для определения степени эффективности проводимой работы и для конструирования и коррекции процесса социально-педагогической помощи.

Создание возможности получения каждым педагогом необходимой информации о ходе и результатах развития и воспитания ребенка для своевременной корректировки действий всех субъектов воспитательного процесса – важнейшая задача социально-педагогической диагностики.

Оценочная функция  также не менее важна для социально-педагогической диагностики. В социально-педагогической диагностике распознаются социально-педагогические характеристики микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с её социальными взаимодействиями.

В последние годы внимание к изучению семьи возросло. Этот процесс является сложным. Связано это с тем, что семья является закрытой системой. При изучении семьи необходимо постоянно помнить о допустимых границах вторжения в семью, исходя из принципа соблюдения прав человека, неприкосновенности личной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: