Урок 2.2 Правила поведения в Интернете

Цель:

- подведение учеников к необходимости соблюдать общие правила в интернете;

- рассмотрение особенностей агрессивного поведения в Интернете, обсуждение механизмов помощи человеку, подвергающемуся агрессии.

 

Упражнение 1. Кодекс цифрового мира.

Необходимые материалы: доска.

Время проведения: 20 минут.

Процедура проведения: Ведущий спрашивает участников, что, на их взгляд, позволяет пользователям социальных сетей взаимодействовать так, чтобы их сообщество развивалось и не распадалось. Ведущий выслушивает несколько ответов и резюмирует их. Ведущий может подчеркнуть, что большинство современных Интернет-сообществ живет и работает по правилам, которые организаторы вырабатывают для себя и для будущих участников сами. Свод правил, содержащий основные принципы поведения, называется кодексом. Ведущий спрашивает участников, какие кодексы им известны. Затем ведущий предлагает участникам создать свой кодекс поведения в Сети.

Для разработки кодекса участники делятся на три группы. Каждая группа в течение 10 минут должна придумать социальную сеть и разработать краткий кодекс для ее пользователей. Ведущий может зафиксировать на доске задание для групп:

1. Создать социальную сеть и ответить на вопросы:

• Каково ее название?

• Кого она объединяет? Кто является участниками этой социальной сети?

• Что объединяет ее участников? На основе чего существует их сообщество? (Это может быть что угодно: хобби или любимое произведение, любимый фильм или музыкальная группа).

2. Придумать 7 правил, которые должны соблюдать участники социальной сети, чтобы сеть развивалась и росла, а общение в ней было интересным и приятным. В течение 10 минут группы выполняют задание и фиксируют все на доске. По истечении времени участники (по одному от каждой группы) представляет свою социальную сеть и разработанные правила. Когда все группы представят свои сети, ведущий предлагает им создать универсальный кодекс Интернет-сообщества. Для этого ведущий просит участников выбрать два лучших, на их взгляд, правила из кодексов других групп (правила своей группы выбирать нельзя).

Ведущий составляет универсальный кодекс, включая в него правила, которые:

• повторяются в кодексах двух или всех команд;

• отмечены наибольшим количеством голосов по сравнению с другими правилами.

Ведущий обращает внимание участников на то, что правила могут быть трех типов:

• обязанности (что должны делать участники);

• права (что могут делать участники);

• запреты (что нельзя делать участникам).

Ведущий демонстрирует универсальный кодекс, зачитывает каждое правило и просит участников определить, к какому типу оно относится. Созданный кодекс можно вывесить в классе или на сайте класса.

Обсуждение

• Может, вы хотите добавить что-нибудь в универсальный кодекс? Все ли типы правил в нем представлены?

• Можно ли применить эти правила для всех пользователей Интернета?

• Зачем в Интернете и интернет-сообществах нужны обязанности и запреты?

 

Подводя итоги:

Каждому сообществу нужны определенные правила, которые бы регламентировали поведение его членов.

Правила необходимы любой группе, так как они сохраняют ее от внутренних конфликтов и распада, но если эти правила будут слишком строгими, то группа может перестать развиваться и большинство членов покинет ее один за другим.

Наиболее распространенными санкциями в Интернет-сообществах является временное или постоянное исключение из группы или временный запрет на участие в деятельности группы (так называемый «бан»).

Прежде чем присоединиться к сообществу, необходимо досконально изучить правила поведения в нем и решить, готовы ли вы их соблюдать. Если вы уже присоединились к группе, то стоит соблюдать принятые на себя обязательства.

Пример универсального кодекса, созданного учащимися одной из школ г. Москвы:

1. Соблюдайте этикет.

2. Запрещено распространение спама.

3. Запрещено распространение вирусов.

4. Запрещено оскорблять других пользователей.

5. Соблюдайте личное пространство друг друга.

 

Упражнение 2. Не корми тролля

Необходимые материалы: карточки с историями, Памятка №2.

Время проведения: 25 минут.

Процедура проведения: Упражнение проводится с целью информирования участников о кибербуллинге (преследование, травля в Интернете), его возможных последствиях и о способах противодействия. Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы. Участники могут объединиться в группы самостоятельно или по жребию. Для этого, например, можно использовать разноцветные карточки. Каждая группа получает карточку с историей о кибербуллинге и вопросами (Карточки).

В течение 5 минут участники в группах изучают свою историю и готовят ответы на предложенные вопросы. После обсуждения представитель каждой группы зачитывает классу свою историю и представляет ответы на вопросы. После того, как все группы выступят, ведущий начинает общую дискуссию.

Ведущему в конце следует подчеркнуть, что все истории основаны на реальных фактах.

Карточка 1.

Соня пришла в новую школу. Поначалу все было хорошо, у нее появились знакомые. Но неожиданно в социальной сети кто-то выложил ее фотографию, на которой Соня во время урока ест булочку. Фотография получилась смешная, и, как только Соня пришла в школу, все стали над ней насмехаться. Соня перестала ходить в школу, говорит, что все ее там ненавидят.

Вопросы:

• Как вы думаете, реальна ли эта история?

• Как чувствует себя Соня?

• Кто пострадал в этой ситуации? Кто поступил неправильно?

• Как вы бы поступили в данной ситуации?

 

Карточка 2.

Мише 14 лет, он хорошо учится, занимается карате, живет рядом со школой. Выходя из школы после уроков, он встретил свою бабушку, которая расспросила его о школе, поправила шарф, а на прощание поцеловала. Эту сцену сняли на видео его одноклассники, поместили в социальную сеть и подписали «У Миши новая подружка!». Когда Миша узнал, кто это сделал, он сильно избил одноклассника. Из-за этого его отстранили от участия в соревнованиях.

Вопросы:

• Как вы думаете, реальна ли эта история?

• Как чувствует себя Миша?

• Кто пострадал в этой ситуации? Кто поступил неправильно?

• Как вы бы поступили в данной ситуации?

Карточка 3.

В девятом классе, учились две подруги - Лиза и Даша. Под большим секретом Лиза рассказала Даше, что ей нравится Дима из одиннадцатого класса. Даша не удержалась и рассказала об этом одной знакомой в социальной сети, и скоро это стало известно всем. Над Лизой стали смеяться, Лиза очень разозлилась и стала писать про Дашу всякие гадости в Интернете. Родители Даши обратились к классному руководителю и директору школы. В итоге Лиза была вынуждена перейти в другую школу.

Вопросы:

• Как вы думаете, реальна ли эта история?

• Как чувствуют себя Лиза и Даша?

• Кто пострадал в этой ситуации? Кто поступил неправильно?

• Как вы бы поступили в данной ситуации?

 

Использованная литература:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 124-126



ДЛЯ ЗАМЕТОК

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: