Урок 1.2 Интернет: польза или вред?

Цель:

- знакомство учащихся с видами и формами информации, представленными в Интернете, видами позитивного и негативного контента в Сети, а также способами борьбы с вредоносным контентом.

Упражнение 1. Убеди меня

Необходимые материалы: небольшой мяч (мягкая игрушка), который можно бросать друг другу.

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения: Данное упражнение является вводным к теме и актуализирует у участников позитивный опыт использования различных ресурсов сети Интернет. Упражнение проводится в кругу. Ведущий играет роль человека, который никогда не пользовался Интернетом, много про него слышал, но сомневается, что в Интернете есть что-либо интересное и полезное. Ведущий просит участников его переубедить. Обязательное условие: аргументы не должны повторяться и должны начинаться с фразы: «В Интернете вы можете найти…».

Ведущий берет мяч и произносит: «Мне кажется, в Интернете нет ничего интересного и полезного!» Далее он бросает мяч кому-либо из участников. Поймавший игрушку приводит аргумент в пользу Интернета, начиная его словами: «В Интернете вы можете найти…» и перекидывает мяч ведущему. Ведущий бросает мяч следующему участнику и т. д. Игра заканчивается, когда все участники привели свои аргументы. При желании ведущий может записывать аргументы учащихся на доске для дальнейшего обсуждения. Подводя итоги, ведущий резюмирует, удалось убедить его в пользе Интернета или нет, и объясняет почему.

Обсуждение:

• Легко ли было придумать аргументы, чтобы переубедить ведущего?

• Часто ли вы сами ищете и пользуетесь той информацией, о которой говорилось в ходе упражнения?

• Вы знакомы со всеми названными возможностями? Что из перечисленного вы любите больше всего?

• Как вы думаете, можно ли обойтись без Интернета в повседневной жизни?

 

Упражнение 2. Киберфанаты против киберскептиков

Необходимые материалы: доска, листочки-стикеры двух цветов с клейким краем.

Время проведения: 30 минут.

Процедура проведения: Данное упражнение позволяет актуализировать знания школьников о различных видах информации в Интернете, а также их представления о позитивном и негативном контенте в Сети. Предложенный способ работы позволяет обсудить возможности и риски информации в Интернете, опираясь на опыт и знания самих участников.

 

Упражнение состоит из двух этапов.

Этап 1. Сбор данных (10 минут).

Ведущий раздает участникам листочки с клейким краем: по три одного цвета и по три другого (например, красного и зеленого). Затем он просит участников написать на зеленых листочках, какая информация в Интернете, по их мнению, является полезной и нужной, а на красных — какая информация может быть вредной, негативной или опасной. На выполнение этого задания дается 5 минут.

Затем ведущий проводит на доске вертикальную линию, которая делит пространство пополам. Левая половина доски сверху обозначается знаком «+» (позитивный контент), а правая — знаком «-» (негативный контент). Участники должны подойти к доске и приклеить свои листочки, на которых обозначена полезная информация в Интернете, на половину доски, отмеченную «+», а листочки, на который обозначена негативная информация, — на половину доски, отмеченную «-». После этого все садятся на места. Ведущий предлагает обсудить полученный результат. Как правило, школьники легче и активнее обсуждают позитивную информацию, которую они находят в Интернете.

Обсуждение:

• Что было легче вспомнить: полезные или вредные виды информации в Интернете?

• Чем «позитивная» сторона доски отличается от «негативной»? Почему?

• Хотели бы вы что-то еще добавить на доску или изменить что-то на ней? Почему?

 

Этап 2. Анализ данных (20 минут).

Ведущий озаглавливает левую половину доски со знаком «+»  «Киберфанаты», а правую со знаком «—» «Киберскептики». Он объясняет, что киберфанаты — это большие поклонники и защитники Интернета, считающие, что он дает много возможностей пользователям, а киберскептики — те, кто могут покритиковать Интернет и считают, что в Сети много негативной информации, которая легкодоступна и оказывает плохое влияние на людей. Он просит каждого из участников выбрать для себя наиболее подходящую группу — «Киберфанаты» или «Киберскептики» — и подойти к соответствующей половине доски.

 

Обсуждение:

• Почему киберфанатов получилось больше, чем киберскептиков (или наоборот)?

• Как вы думаете, кого в мире больше: киберфанатов или киберскептиков? Почему?

 

Далее собравшиеся в группы участники получают задания: киберфанаты должны проанализировать все листочки с позитивной информацией, киберскептики — с негативной. Если группы сильно различаются по количеству участников, ведущий просит добровольцев (их можно выделить из тех, кто причисляет себя в равной мере и к киберфанатам, и к киберскептикам) перейти в другую команду. Задача каждой группы состоит в том, чтобы проанализировать информацию на своей стороне доски и сформулировать пять основных аргументов в пользу своей позиции. Ведущий предлагает участникам в группах:

• подсчитать количество повторяющихся ответов;

• классифицировать все ответы и выделить 5-7 категорий;

• дополнить результаты на доске, если, по мнению группы, на ней не хватает каких-то важных категорий.

На выполнение этого задания группам дается 10 минут. Затем группам предоставляется возможность защитить свою позицию в дискуссии, которая проводится в форме дебатов. Каждая группа по очереди приводит свои аргументы. От каждой группы в дебатах участвует по одному представителю, остальные помогают ему и подсказывают. Ведущий выступает модератором дебатов и следит за тем, чтобы аргументы были конструктивными и не повторялись. Выступления представителей групп и получившиеся классификации позитивной и негативной информации обсуждаются классом.

Обсуждение:

• На основании каких критериев можно оценить информацию в Интернете как полезную и как вредную?

• Какие существуют способы защиты от негативной информации в Сети?

• Какая позитивная информация может помочь в борьбе с негативной?

• Узнали ли вы что-то новое о возможностях получения информации в Интернете?

 

Использованная литература:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 38-39.



ДЛЯ ЗАМЕТОК

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: