Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (технологическая) проводится в двух семестрах и соответственно состоит из двух частей:
Задания для первой практики
Общие задания
Общие задания выполняются в ходе экскурсии на предприятия, являются обязательными для всех студентов и включают в себя следующее:
Ознакомление и описание:
- краткой истории предприятия, на котором проводилась практика и экскурсия;
- производственной структуры предприятия и выпускаемой продукции;
- видов заготовительного производства;
- механообрабатывающего и механосборочного производства предприятия, на котором проводилась экскурсия, (оборудование, его назначение, виды выполняемых работ);
- оборудования, используемого в цехе предприятия, на котором проводилась экскурсия (практика).
- вида работ, выполняемых рабочими на предприятии и составление примерного перечня учебно-производственных работ, ориентированных на формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков рабочих кадров.
|
|
Решению общих задач способствуют экскурсии, организуемые на предприятии, лекции и консультации заводского руководителя практики и других специалистов завода.
Экскурсии проводятся в начале практики. Студенты должны ознакомиться с основными заготовительными, механообрабатывающими и механосборочными цехами предприятия и изучить требования Профессиональных стандартов к подготовке по профессиям механосборочного производства.
Индивидуальные задания
Индивидуальное задание студент получает от преподавателя - руководителя практики, который составляет его совместно с учебным мастером или заводским руководителем практики.
Индивидуальное задание направлено на детализацию программы практики с учетом конкретных условий машиностроительного предприятия и профилизации студента.
Студент-практикант, работающий на станке, должен более детально ознакомиться с конструкцией данного станка, его управлением, техническими характеристиками и технологическими возможностями.
Студенты-практиканты, работающие в качестве слесаря механосборочных работ, должны изучить оборудование и механизмы, применяемые при сборочных работах.
Студенты-практиканты выполняют производственные работы, связанные с механической обработкой (или сборкой) деталей, по приобретенной в процессе обучения профессии, повышая свой профессиональный уровень до 2-3-го квалификационного разряда.
Кроме этого, практикант изучает рабочие чертежи обрабатываемых деталей (или собираемых узлов) и подробно знакомится с маршрутным технологическим процессом и способом получения заготовки одной из них по указанию руководителя практики. Деталь должна иметь сложность 2-3-го разряда (5 -7 переходов).
|
|
Наряду с этим, студент знакомится с режущим и мерительным инструментом, применяемым при выполнении производственных работ.
В качестве дополнительного индивидуального задания может быть:
- изучение конструкции и работы режущего инструмента, используемого при выполнении производственных работ или любого другого (по указанию руководителя практики), а также его назначение и область применения;
- изучение конструкции мерительного инструмента и способов измерения.
Задания для второй практики
Общие задания
Общие задания выполняются в ходе экскурсии на предприятия, являются обязательными для всех студентов и включают в себя следующее:
Ознакомление и описание:
- краткой истории предприятия, на котором проводилась практика и экскурсия и характеристика основных направлений деятельности предприятия;
- организационно-производственной структуры предприятия и выпускаемой продукции;
- структуры технологической службы предприятия;
- технологической деятельности подразделения, в котором проходит практика;
- заготовительного и механообрабатывающего производства;
- средств комплексной механизации и автоматизации производства, применяемыми на данном предприятии;
- существующего на предприятии порядком проектирования, изготовления и хранения технологической оснастки и приспособлений;
- используемых автоматизированных систем проектирования (САПР) и управления технологическими процессами и систем программирования обработки на станках с ЧПУ;
- организации инструментального хозяйства в цехах завода;
- организации методов контроля качества изделий на предприятии (в рамках одного цеха);
- оборудования, используемого в цехе, в котором проходит практика;
- общих правил оформления, утверждения и изменения технологической документации;
- организации системы обучения рабочих кадров, ориентированных на формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков, на предприятии.
Решению общих задач способствуют экскурсии, организуемые на предприятии, лекции и консультации заводского руководителя практики и других специалистов завода.
Экскурсии проводятся в начале практики. Студенты должны ознакомиться с основными заготовительными, механообрабатывающими и механосборочными цехами предприятия и изучить требования Профессиональных стандартов к подготовке по профессиям механосборочного производства.
Индивидуальные задания
Индивидуальное задание студент получает от преподавателя – руководителя практики, который составляет его совместно с заводским руководителем практики.
Индивидуальное задание направлено на изучение реального технологического процесса механической обработки конкретной детали. Деталь должна иметь точные сопряженные поверхности (6-8 квалитета) различного вида (плоские, цилиндрические, фасонные и др.). Это могут быть: корпусная деталь несложной формы, вал-шестерня, ступенчатый вал, зубчатое колесо, крышка, фланец и тому подобные детали, требующие для обработки 8-10 различных операций. Если операции имеют большое количество переходов, то число рекомендованных операций может быть уменьшено.
Студент-практикант изучает рабочий чертеж подобранной детали, выясняет ее служебное назначение в машине (узле), определяет степень ее важности для эксплуатации машины (узла), годовую программу выпуска, а также анализирует технические требования на изготовление детали.
Кроме этого знакомится в цехе завода со способом получения заготовки этой детали и изучает ее чертеж.
|
|
Технологический процесс механической обработки заданной детали практикант изучает и отслеживает непосредственно в цехе завода; знакомится с применяемой технологической оснасткой, инструментом, приспособлениями, металлорежущими станками, станками с ЧПУ и др. Также выполняет задания руководителя практики по разработке элементов технологического процесса механической обработки других деталей.
Практикант изучает технологическую документацию (маршрутные и операционные карты, карты эскизов), знакомится с правилами оформления различных форм технологической документации в соответствии со стандартами и нормалями, действующими на предприятии.
Наряду с этим студент знакомится с работой и конструкцией одного зажимного станочного приспособления (по указанию руководителя), изучает сборочный чертеж этого приспособления. По согласованию с руководителем практики зажимное приспособление может быть заменено на контрольное приспособление.
Практикант изучает также возможность применения элементов САПР в данном технологическом процессе и при подготовке управляющих программ для станков с ЧПУ. Изучает программное обеспечение станков с ЧПУ.
В процессе изучения и анализа технологического процесса механической обработки детали студент выявляет «узкие места» и предлагает мероприятия по его совершенствованию, которые позволят повысить его эффективность, улучшить организацию производства и условия труда. Свои идеи студент может оформить в виде новых технологических решений на предприятии, а их суть изложить в отчете по практике.
Весь материал по изученному заводскому технологическому процессу механической обработки детали должен быть собран для дальнейшего использования в курсовом и дипломном проектировании по технологии машиностроения и представлен в отчете.
Для этого необходимо следующее:
1). Рабочий чертеж детали;
2). Рабочий чертеж заготовки;
3). Сборочный чертеж зажимного (контрольного) приспособления;
4). Комплект технологической документации (карты: маршрутные, операционные и эскизов).
|
|
Все собранные материалы по выполненным разделам индивидуального задания студент-практикант включает в отчет по практике.