А) Пропуск звуков [р], [р’] – очень часто встречается в логопедической практике, т.к. эти звуки самые трудные по артикуляции. Пропуск – самый благоприятный вариант. Логопед, как специалист обязан объяснить родителям детей младшего и среднего дошкольного возраста то обстоятельство, что нельзя заставлять детей «рычать» как умеют они, это приведет к горловому ротацизму (самому сложному для коррекции варианту). Если ребенок к 5 годам не научился произносить [р] самостоятельно, ему не обойтись без логопедической помощи, но логопеду легче сформировать умение с 0, чем устранять другие варианты ротацизма.
Рак - [… а к], гора - [г о … а], сор - [с о …];
Звук [р’] как правило, пропускается только в начале слова, а в середине и конце он заменяется или смешивается с близкими звуками по артикуляции и акустическим признакам (мы можем видеть у одного ребенка и ратацизм, и параротацизм). Река - [… е к а], моряк - [м о й а к], корь - [к о й].
Б) Горловой ротацизм (в некоторых источниках «увулярный»):
- губы в свободном положении (четкой улыбки нет);
|
|
- рот приоткрыт;
- язык в нижнем положении в свободной форме (не участвует в артикуляции звука);
- звук артикулирует маленький язычок мягкого неба (альвеолярный отросток).
Самый сложный вариант ротацизма, самый распространенный.
В) Боковой ротацизм:
- губы в свободном положении;
- язык в среднем положении, отклонен от средней линии влево или вправо, вибрирует одна половина языка (та, в которую сторону язык отклонен), другая половина не вибрирует и уходит в сторону за той половиной, которая вибрирует;
- щека надувается «припухает» (из-за потока воздуха);
Наблюдается при стертой дизартрии.
Г) Проторный ротацизм:
- губы приближены к правильной артикуляции;
- рот открыт (но недостаточно);
- язык занимает верхнее положение, кончик языка удерживается за верхними зубами, но вибрация кончика отсутствует, т.к. очень слабая воздушная струя.
Тонус мышц языка нарушен и нет мощной воздушной струи, но хорошо, что язык занимает верхнее положение (более легкий вариант для коррекции).
Д) Одноударный ротацизм:
- губы приближены к норме;
- рот приоткрыт (но недостаточно);
- язык занимает верхнее положение, кончик языка находится за верхними зубами, не вибрирует, но один раз ударяется об альвеолы верхних зубов и падает вниз;
- воздушная струя недостаточной силы, ее хватает на один удар;
- голос – норма.
Это еще более легкий вариант, начало правильной вибрации, начатки правильного [р].
Е) Межзубный ротацизм:
Встречается редко, только у дизартриков, у тех, у кого межзубный сигматизм и свистящих, и шипящих.
- губы в свободном положении;
|
|
- рот приоткрыт;
- язык в среднем положении, кончик языка в межзубном положении.
- благодаря мощной воздушной струе, кончик языка в межзубном положении начинает вибрировать.
Может быть только в начале слов. Появляется, когда родители заставляют произносить[р].
Ж) Кучерский ротацизм:
Встречается достаточно редко, звук артикулируют только губы.
- рот практически закрыт;
- язык в нижнем положении;
- мощная воздушная струя приводит в движение губы;
- голос слабый.
Как правило, встречается в начале слова.
З) Носовой ротацизм:
- губ в свободном положении
- кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки язык напряжена и поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку;
- звучание приобретает носовой оттенок [нг].
Таким образом, основными и распространенными вариантами ротацизма являются: отсутствие звука, головой ротацизм, боковой ротацизм, проторный ротацизм, одноударный ротацизм, межзубный ротацизм, кучерский ротацизм, носовой ротацизм.
Характеристика основных вариантов йотацизма
А) Отсутствие звука[й]
Йод - [… о д], майка - [м а … к а], май - [м а …].
Может пропускаться во всех 3 положениях (в начале слова, в середине и в конце).
Б) Боковой йотацизм:
- губы приближены к норме;
- язык занимает правильно положение, но опускается или отклоняется один из боковых краев языка, слышен хлюпающий звук.
Имеет место при дизартрии.
Таким образом, основными вариантами йотацизма являются: отсутствие звука, боковой йотацизм.
Формы нарушений звукопроизношения: