Методические указания

1. Следить, чтобы, при открывании рта, губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Индюк.

Цель. Вырабатываем подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Пароход гудит – базовое упражнение для постановки звуков [л], [л’]

Цель. Выработать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы» (как гудит пароход).

Методические указания.

1. Следить, чтобы корень языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. Язык широкий, кончик языка широкий.

2. Следить, чтобы ребенок произносит звук [ы].

3. Губы в улыбке, рот широко открыт.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Губы в широкой улыбке, рот широко открыт.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Широкий край языка должен скользить по всей поверхности твердого неба.

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивать не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Барабанщики.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д»: д-д-д. Сначала звук «д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

1. Рот должен быть все время широко открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлопающим

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она не будет откланяться.

Заведи моторчик - базовое упражнение

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в верхнем положении и первоначальную вибрацию кончика языка.

Описание: улыбнуться, рот широко открыть, широкий кончик языка прижать к верхним альвеолам, сделать глубокий вдох и на мощном длительной выдохе произносить звукосочетание [д з з з – д з з з ]. При этом механическим способом с помощью зонда-«шарика» или обработанного антисептиком указательного пальчика ведущей руки ребенка осуществить вибрацию кончика с нижней стороны, резко прекращая вибрацию.

Методические указания:

1. Обеспечить и следить за силой и правильным направлением воздушной струи (она должна быть мощная и направлена на кончик языка);

2. Следить, чтобы ребенок произносит именно звуки [д] и [з].

 

2. Логопедический массаж (ручной, зондовый, механический, массаж БАД (биологически-активных точек));

3. Самомассаж органов артикуляционного аппарата (делает ребенок сам себе);

4. Биоэнергопластика (инновационная технология) – одновременное выполнение упражнений органами артикуляционного аппарата и пальцами и кистями рук.  

3) развитие речевого дыхания (воздушная струя, которая участвует в образовании звуков речи соответствующей силы и правильного направления)

Технологии:

1. Дыхательная гимнастика для дошкольников:

- упражнения для развития силы воздушной струи;

- упражнения для развития правильного направления воздушной струи (вдоль языка).

4) нормализация деятельности голосового аппарата:

Технологии:

Фонопедические упражнения:

    - упражнения для нормализации силы голоса;

    - упражнения для нормализации тембра голоса;

    - упражнения для нормализации темпа голоса.

II этап – основной

Цель: формирование умений правильно произносить звуки родного языка изолировано и во всех единицах речи (изолировано в слогах, словах, фразах, текстах) и дифференцировать звуки речи на слух и в собственном произношении.

Задачи:

1) Сформировать умение правильно произносить нарушенный звук в изолированном положении.

Технологии:

1. Формирование умения правильно произносить звук «по подражанию образцу» (логопед объясняет и показывает логопату образец правильного произношения звука перед настенным зеркалом на своем собственном артикуляционном аппарате, далее просит логопата повторить правильную артикуляцию звука, включить голосовой и дыхательный аппарат и произнести звук правильно) в логопедической практике самостоятельно этот способ малоэффективен, для детей с дизартрией – не работает.

2. Механический способ постановки звуков (для постановки звуков логопед использует логопедические инструменты – логопедические постановочные зонды и/или предметы-заместители зондов).

3. Смешанный способ постановки звуков, который объединяет в себе и способ «по подражанию», и механический.
Этот способ основной в современной логопедической практике. Логопеды могут обойтись без механического способа в легких случаях (при дислалии), но без 1 способа обойтись мы не может, т.к. он приводит к правильному изолированному звуку.

2) Автоматизировать поставленный звук.

Этапы:

1. Автоматизация звука в изолированном положении;

2. Автоматизация звука в слогах;

3. Автоматизация звука в словах;

4. Автоматизация звука в предложениях (= во фразах);

5. Автоматизация звука в маленьких текстах, стихотворных произведениях и в прозе;

6. Автоматизация звука в чистоговорках.

На каждом этапе автоматизированных звук должен произноситься утрировано: длительно и громко.

3) Сформировать умения дифференцировать смешанные звуки (различать звуки речи на слух и в собственном произношении на уровне ряда изолированных звуков, в слогах, словах, текстах и в собственной речи.

Технологии:

Речевые игры (лингвистические игры)

1. Игры-упражнения для развития слухового внимания;

2. Игры-упражнения для развития слухового восприятия;

3. Игры-упражнения для развития фонематического слуха;

4. Игры-упражнения для развития фонематического восприятия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: