III этап – заключительный

Цель: введение правильных звуков в самостоятельную речь логопата с использованием контроля за правильным звукопроизношением со стороны ближайшего окружения.

Задачи:

1) Организовать систематический контроль за правильным звукопроизношением в течение всего дня;

2) Привлечь на данной этапе к логопедическому сопровождению педагогов ДОУ, родителей и близких родственников логопата.

Технологии:

1. Разработка листов контроля за правильным звукопроизношением, в которых участники этого этапа видят те звуки, за которыми необходимо контролировать;

2. проведение мастер-класса по формулированию инструкций для логопата (родителям, педагогам ДОУ). Логопед объясняет взрослым, что они должны благоприятным тоном, с похвалой напоминать ребенку о том, что нужно произносить звуки правильно и просить повторить ребенка слова, но уже с правильным звуком. Просьбы должны быть дозированы, сопровождаться поощрением. Но ни в коем случае не наказывать за неправильное звукопроизношение!

Таким образом, методика логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи включает в себя 3 основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Решение целей и реализация задач этих этапов с использованием традиционных и инновационных логопедических технологий позволяет привести к 100% положительному результату, к устранению неправильного звукопроизношения.

 

2

Методические рекомендации к проведению основного этапа логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

2.1

1. Для определения порядка работы над звуками (свистящими, шипящими, трудными сонорами) следует знать классические логопедические правила: начинаем с постановки более легких по артикуляции звуков, а именно – 1) свистящие, 2) шипящие, 3) трудные соноры.

При работе с детьми со стертой дизартрией, рекомендуется начинать работу с той группы звуков, которая более сохранна (для правильной артикуляции которой органы артикуляционного аппарата более готовы). В практике часто бывает, что [р] ставится первым и быстро, а убрать межзубный свистящие у этого же логопата бывает затруднительно.

2. На основном этапе мы продолжаем уточнять знания ребенка правильной артикуляции нарушенных звуков (дети должны рассказать какое положение занимают губ, зубы, язык для артикуляции того или иного звука).

 3. При постановке звуков мы обязательно используем 3 способ – смешанный, когда совмещаем подражание звуку и логопедические инструменты.

Конечный результат – должно получиться «чистое» утрированное, изолированное произношение поставленного звука, без помощи логопедического зонда. Тогда мы можем считать, что звук поставили (сформировали умение правильно произносить звук).

Логопедический инструментарий для постановки звуков:

- Комплект логопедических постановочных зондов (традиционно 6 зондов, но есть и другие комплектации);

- В качестве аналога классических логопедических зондов используем такие предметы, как напальчник (силиконовый), чайная ложка (с плоской широкой ручкой), деревянная палочка от мороженного, медицинский шпатель, спички (удаляя серные головки), зубные щетки для новорожденных, есть пластиковые одноразовые логопедические зонды.

Весь логопедический инструментарий должен быть индивидуально у каждого логопата, если это невозможно, то нужно тщательно обрабатывать (медицинский спиртом, хлоргексидином и т.д).

Логопедические зонды – это инструмент, который разработан для того, чтобы удержать язык в нужном артикуляционном положении; конфигурация зонда индивидуальна и разработана для каждой группы звуков.

Есть комплекты массажных зондов, их цель – проведение массажа для коррекции мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.  

В качестве логопедического инструмента выступают пальцы кистей рук ребенка и логопата (также должны обрабатываться в начале логопедического занятия). Как правило, мы используем указательный и средний палец, с их помощью мы помогаем ребенку удерживать рот широко открытым, а с помощью указательного пальца ребенок помогает себе вместо зонда-шарика для звука [р]. Ногти должны быть коротко и ровно подстрижены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: