Методика «Тип темперамента»

ВВЕДЕНИЕ

Изучение курса «Основы психологии и педагогики» предполагает формирование психологической культуры, которая включает в себя комплекс психологических знаний и умений, необходимых для разрешения разнообразных психологических проблем, возникающих в профессиональной и частной жизни человека. Высокий профессионализм требует от будущего специалиста знания особенностей своей внутренней жизни, понимания своих чувств, поступков, мыслей, умения устанавливать отношения с окружающими, постоянного самосовершенствования.

Содержание данного психолого-педагогического практикума даст возможность студентам осмыслить и закрепить знания о закономерностях формирования, развития и проявления личности, ее индивидуально-психологических особенностях и свойствах, становлении эмоционально-волевой сферы. Предлагаемые задания и тесты направлены на глубокое знакомство с личностью в целом, что в дальнейшем окажется необходимым багажом для будущего специалиста сельскохозяйственного производства.

Первый раздел практикума «Личность как объект психолого-педагогического исследования» посвящен проблеме изучения социально-психологических особенностей личности, а именно ее индивидуально-типологических свойств. Во втором разделе «Психология деятельности и мотивации» рассмотрены вопросы эмоционально-волевой регуляции поведения. Данный раздел включает важные для студентов практические проблемы, касающиеся педагогической культуры будущего специалиста, технологий разрешения конфликтов в коллективе, качественный анализ взаимодействия субъекта и объекта управления. Третий раздел «Введение в курс «Основы педагогики» посвящен проблеме формирования личности студента в процессе обучения и вопросам семейного воспитания. Также практикум содержит словарь основных психологических и педагогических терминов.

Польза предлагаемых тестов и упражнений не только в получении информации о себе, но и в обнаружении резервов собственной личности. Основу предлагаемой совокупности тестов составляют научные тесты, дающие содержательную и объективную информацию о личности. Данное пособие предназначено для студентов всех факультетов УО «БГСХА».

Раздел 1. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Индивидуально-типологические свойства

Практическая часть

 

Методика «Тип темперамента»

Определите тип своего темперамента по следующей методике: из четырех предложенных утверждений выберите наиболее вам свойственное. Итак, вы:

1. а) неусидчивы, суетливы;

 б) веселы и жизнерадостны;

 в) спокойны и хладнокровны;

 г) стеснительны и застенчивы.

2. а) невыдержанны и вспыльчивы;

 б) энергичны и деловиты;

 в) последовательны и обстоятельны;

 г) теряетесь в новой обстановке.

3. а) нетерпеливы;

 б) не доводите начатое дело до конца;

 в) осторожны и рассудительны;

 г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.

4. а) резки и прямолинейны в отношениях с новыми людьми;

 б) склонны переоценивать себя;

 в) умеете ждать;

 г) не верите в свои силы.

5. а) решительны и инициативны;

 б) способны быстро схватывать новое;

 в) молчаливы и не любите попусту болтать;

 г) легко переносите одиночество.

6. а) упрямы;

 б) неустойчивы в интересах и склонностях;

 в) обладаете спокойной, ровной речью с остановками;

 г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7. а) находчивы в споре;

 б) легко переживаете неудачи и неприятности;

 в) сдержанны и терпеливы;

 г) склонны уходить в себя.

8. а) склонны к риску;

 б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

 в) доводите начатое дело до конца;

 г) быстро утомляетесь.

9. а) работаете рывками;

 б) с увлечением беретесь за новое дело;

 в) не растрачиваете напрасно сил;

 г) обладаете слабой, тихой речью.

10. а) незлопамятны и боязливы;

б) быстро остываете, если что-то перестает вас интересовать;

в) строго придерживаетесь выбранного распорядка дня, системы в работе;

г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11. а) обладаете быстрой, со сбивчивыми интонациями речью;

б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую;

в) легко сдерживаете порыв;

г) впечатлительны до слезливости.

12. а) неуравновешенны и склонны к горячности;

б) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;

в) мало восприимчивы к одобрению или порицанию;

г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

13. а) бываете агрессивным забиякой;

б) общительны, отзывчивы, не чувствуете скованности;

в) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

г) склонны к подозрительности, мнительны.

14. а) нетерпеливы к недостаткам;

б) выносливы и работоспособны;

в) постоянны в своих интересах;

г) болезненно чувствительны и легко ранимы.

15. а) обладаете выразительной мимикой;

б) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;

в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

г) чрезмерно обидчивы.

16. а) способны быстро действовать и решать;

б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке;

в) ровны в отношениях со всеми;

г) скрытны и необщительны.

17. а) неустанно стремитесь к новому;

б) обладаете всегда бодрым настроением;

в) любите аккуратность во всем;

г) малоактивны и робки.

18. а) обладаете резкими порывистыми движениями;

б) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

г) безропотны, покорны.

19. а) несобранны, проявляете поспешность в решениях;

б) настойчивы в достижении поставленной цели;

в) инертны, малоподвижны, вялы;

г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других.

20. а) склонны к резким сменам настроения;

б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться;

в) обладаете выдержкой;

г) чрезмерно восприимчивы к одобрению и порицанию.

Обработка результатов. Подсчитайте, сколько раз вы выбрали вариант «а», сколько – «б», сколько – «в» и «г». Умножьте каждую из этих сумм на 5.

Например: вы выбрали вариант «а» 6 раз × 5 = 30;

«б» 3 раза × 5 = 15;

«в» 10 раз × 5 = 50;

«г» 1 раз × 5 = 5.

Таким образом, вы получили процентное содержание ответов. В нашем примере вариант «а» – 30 %, вариант «б» – 15 %, вариант «в» –50 %, вариант «г» – 5 %. Чтобы проверить себя, подсчитайте, в сумме должно получиться 100 %.

Четыре варианта ответа соответствуют четырем типам темперамента: «а» – холерический тип темперамента; «б» – тип сангвиника; «в» – тип флегматика; «г» – тип меланхолика.

Если процентное содержание какого-либо темперамента составляет 40 % – этот тип доминирует; 30–35 % – этот тип темперамента ярко не выражен; 20–29 % – качество достаточно выражено, следует учитывать; 20 % – слабо выражено; 10 % – не следует учитывать.

Характерные черты представителей четырех типов темперамента.

Холерик – безудержный, неуравновешенный тип темперамента. Эмоции бурные, вспышками. Быстрая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив, нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Постоянно стремится к новому. В работе с холериком рекомендуется без нужды не задевать его самолюбия, избегать резкости, небрежности, не поручать однообразные работы, быть точным. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике. Среди выдающихся деятелей прошлого к холерикам можно отнести Петра I, Пушкина, Суворова.

Сангвиник – живой, уравновешенный тип. Выдержан, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Быстро включается в новую работу и быстро переключается. Инициативен, но в решениях часто не собран. К сангвинику необходимы строгость, требовательность, контроль за качеством его работы. Рекомендуется поручать задания, требующие большой активности, связанные с разнообразием условий, впечатлений, требующие большого диапазона способностей. Лучше всего у сангвиника получается организаторская работа. Строгое замечание, повышенный тон часто оказывают на него дисциплинирующее воздействие.

Флегматик – уравновешенный, малоподвижный тип. Эмоции слабо выражены, устойчивы. Осторожен, рассудителен. Малоподвижен, инертен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое. Флегматику рекомендуется поручать задания, в которых требуется выдержка и хладнокровие, привлекать к аналитическим, учетным, контрольно-ревизионным работам.

Меланхолик – неуравновешенный, малоподвижный тип. Все эмоции внутри, как правило, это его переживания. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Движения рук стеснительные. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях, в новой обстановке и деятельности не теряется. Меланхолику желательно поручать однообразные работы. Отношения к нему должны быть доброжелательные, полностью исключать резкость, замечания следует делать в мягкой форме, желательно наедине. Рекомендуется чаще одобрять, поддерживать его авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: