Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Перечисленные характеристики: подвижность, склонность к частой смене впечатлений, отзывчивость и общительность – соответствуют следующему типу темперамента:
а) холерик;
б) сангвиник;
в) флегматик;
г) меланхолик.
2. Относительно характера следует выбрать одно из следующих утверждений:
а) характеристика динамических особенностей психической деятельности;
б) он не поддается изменению под воздействием воспитания;
в) он не закрепляется в привычных способах поведения;
г) он выражает отношение человека к окружающему миру, другим людям.
3. Общие способности – это те способности, которые:
а) определяют высокие результаты в одном виде деятельности;
б) дают возможность не прибегать к волевым усилиям для достижения высоких результатов;
в) позволяют добиваться успехов в широком спектре деятельности.
4. Темперамент характеризуется:
а) влиянием на динамику поведения;
б) биологической обусловленностью;
в) сочетанием свойств нервной системы;
|
|
г) все ответы верны.
5. Характер в большей мере, чем темперамент:
а) биологически обусловлен;
б) зависит от телосложения;
в) зависим от социального воспитания;
г) все ответы верны.
6. Критерием темперамента является:
а) раннее проявление в детстве;
б) приобретенность;
в) изменчивость в течение жизни человека;
г) зависимость от черт характера.
7. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, – это:
а) темперамент;
б) характер;
в) способности;
г) задатки.
8. Сложной и напряженной внутренней жизнью, обладая повышенной тревожностью и ранимой душой, живет:
а) холерик;
б) сангвиник;
в) флегматик;
г) меланхолик.
9. Высший уровень способностей – это:
а) гениальность;
б) талант;
в) одаренность;
г) интеллект.
10. Показателем наличия способностей к какому-либо виду деятельности является:
а) высокий темп обучения соответствующей деятельности;
б) большие энергетические затраты по выполнению данной деятельности;
в) отсутствие индивидуального своеобразия выполнения деятельности;
г) нет правильного ответа.
11. Преувеличенное развитие одних свойств характера в ущерб другим, приводящее к однотипным конфликтам, называется:
а) гиперпроекцией;
б) акцентуацией;
в) фрустрацией;
г) психопатией.
12. Определите, какие из перечисленных условий следует соблюдать, чтобы обеспечить формирование креативности:
а) минимальная регламентация предметной активности;
б) создание условий независимого поведения;
в) создание условий для подражания творческому поведению;
|
|
г) социальное подкрепление творческого поведения;
д) чередование нестандартных (творческих) задач с задачами, требующими следования определенному алгоритму;
е) все перечисленные условия.
Задание 2. Установите соответствие.
1. Темперамент. | а) аккуратность; |
2. Характер. | б) альтруизм; |
в) импульсивность; | |
г) динамичность; | |
д) медлительность; | |
е) ответственность. |
Задание 3. Заполните пропуски.
1. Темперамент определяет... протекания нервных процессов.
2. Характер определяет... поведения личности в различных ситуациях и обстоятельствах.
3. Характер... в процессе воспитания и самовоспитания.
4. Задатки являются... развития и формирования способностей.
5. Общие способности позволяют достигать результатов в... сферах деятельности.
6. Одаренность, гениальность и талант являются различными... развития способностей.
7. Совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе, называют....
Задание 4. Верно или неверно.
1. Тип темперамента определяется условиями воспитания человека.
2. Выделяют три основных свойства нервных процессов, сочетание которых определяет тип темперамента.
3. Сангвиник и флегматик являются более совершенными типами темперамента, нежели холерик и меланхолик.
4. Характер в большей степени определяется биологическими факторами, нежели социальными.
5. Характер и темперамент оказывают влияние друг на друга.
6. Задатки формируются на основе способностей.
7. Все способности развиваются в детстве.
Задание 5. Представьте, что вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему: ваш заместитель, секретарь, агент по рекламе, агент по связи с общественностью, бухгалтер, продавец, водитель, охранник, имиджмейкер?
Социальная подструктура личности
Практическая часть