Это цитаты, графически отграниченные от осн. текста:
1. Выделенные шрифтовым или не шрифтовым способом (шрифтом другого кегля, рисунка, начертания; втяжкой; напечатанные иной. чем осн. текст, краской) или если по контексту читателю ясно, что перед ним цитата. Напр.: Пушкин писал жене: Что-то дети мои и
книги мои?
2. Взятые из стихотворных произведений с сохранением деления на стихотворные строки и набранные на более узкий, чем осн. текст, формат или шрифтом пониженного по сравнению с шрифтом осн. текста кегля. Напр.:
Вспомним пушкинские строки:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
3. Цитаты-эпиграфы, если они не сопровождаются каким-либо не цитатным текстом.
Место кавычек
Кавычки, отграничивающие цитату, ставят только в начале и конце ее независимо от размера цитаты и числа абзацев в ней.
Рисунок кавычек
1. Цитаты заключаются в кавычки такого же рисунка, что и применяемые в осн. тексте в качестве основных.
2. Если внутри цитаты есть слова (словосочетания, фразы), в свою очередь заключенные в кавычки, то последние должны быть другого рисунка, чем кавычки, закрывающие и открывающие цитату (внешние кавычки — обычно елочки «», внутренние — лапки „ “).
|
|
Правильно: | Допустимо: |
Пушкин писал Дельвигу: «Жду „Цыганов“ и тотчас тисну». | «Цыганы» мои не продаются вовсе», — сетовал Пушкин. |
Если по техн. причинам невозможен набор кавычек другого рисунка, кавычки одного рисунка рядом не повторяются. Напр., неправильно: ««Цыганы мои не продаются вовсе», — сетовал Пушкин. Лучше, впрочем, выделить цитаты каким-нибудь способом, сняв внешние кавычки, напр, набрать цитаты со втяжкой и с абзацного отступа.
Примечание. Возможен набор внешних кавычек другим начертанием (напр., полужирным) или внутренних кавычек — одинарными кавычками (□ □). |
3. Если в цитате встречаются кавычки «третьей ступени», т. е. внутри заключенных в кавычки словосочетаний цитаты есть, в свою очередь, слова, взятые в кавычки, в качестве последних рекомендуются кавычки второго рисунка, т. е. лапки.
М. М. Бахтин писал: «Тришатов рассказывает подростку о своей любви к музыке и развивает перед ним замысел оперы: „Послушайте, любите вы музыку? Я ужасно люблю... Если бы я сочинял оперу, то, знаете, я бы взял сюжет из „Фауста“. Я очень люблю эту тему“».
Абзацы при цитировании
Внутрицитатные абзацы
Сохраняются, как в источнике, кроме случаев, когда цитаты включают лишь незначительную часть текста обоих абзацев (напр., последнюю фразу одного и начальную фразу другого).
Цитаты, начинающиеся с абзацного отступа
Это:
1. Цитаты из двух и более абзацев.
|
|
2. Цитаты, значение которых хотят особо подчеркнуть.
3. Цитаты, начинающие собой абзац осн. текста.
Прописные и строчные буквы в начале цитаты
Цитаты, начинающиеся с прописной буквы
Это цитаты:
1. Стоящие после двоеточия в середине фразы, если и в источнике они начинались с прописной буквы (текст цитируется с начала предложения). Напр.:
В источнике: | В цитате: |
Избегайте ученых терминов… | Пушкин советовал: «Избегайте ученых терминов…» |
2. Начинающие собой фразу и идущие после точки, завершающей предшествующее предложение осн. текста, даже если первые слова цитируемого предложения опущены. Напр.:
В источнике: | В цитате: |
А поэзия, прости господи, должна быть глуповата. | Здесь уместно напомнить пушкинские слова. «...Поэзия... должна быть глуповата», — писал поэт. |
3. Начинающиеся с имени собственного, даже если в цитате опущены начальные слова цитируемого предложения и она идет после двоеточия. Напр.:
В источнике: | В цитате: |
Углубляясь в его книги, узнаю, что сам Пруст восторгался Рескином, Жорж Санд. | Моруа писал: «...Пруст восторгался Рескином, Жорж Санд». |
Цитаты, начинающиеся со строчной буквы
Это цитаты:
1. С опущенными первыми словами начального предложения, стоящие в середине фразы осн. текста (как после двоеточия, так и без него), начинающиеся именем нарицательным. Напр.:
В источнике: | В цитате: |
Согласен с Вами, что предисловие есть пустословие довольно скучное... А. С. Пушкин | Пушкин писал: «...предисловие есть пустословие довольно скучное...» Пушкин соглашался с тем, что «...предисловие есть пустословие...». |
2. Без опущенных первых слов начального предложения, но включенные в синтаксический строй фразы осн. текста, стоящие в ее середине или конце, не после двоеточия, с первым словом не именем собственным. Напр.:
В источнике: | В цитате: |
В простоте слова — самая великая мудрость. А. М. Горький | А. М. Горький писал, что «в простоте слова — самая великая мудрость». |
Многоточие как знак пропуска текста в цитате
Замена многоточием других знаков препинания
Многоточие заменяет такие знаки препинания перед опускаемым текстом в цитате, как запятая, двоеточие, точка с запятой, тире. Недопустимо заменять одну из точек многоточия каким-либо из этих знаков или сочетать многоточие с любым из них. Напр.:
В источнике: | Правильно в цитате: |
А поэзия, прости господи, должна быть | «А поэзия... должна быть глуповата», — писал Пушкин. |
Неправильно в цитате: | |
«А поэзия..., должна быть...»; «А поэзия.., должна быть...»; «А поэзия,., должна быть...» |