Восп: Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
2 торговец (Ксюша Пох.):
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает в полях васильковая,
Незабудковая …
Дети: Гжель
Восп: Почему эту посуду называют гжелью?
Дети: В городе Гжель живут мастера, которые делают посуду.
Восп: Как же она получается такой белоснежной?
Дети: Гжельскую керамику делают из белой-белой глины.
Восп: Правильно. Рисуют на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получается посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». А почему её так называют?
Дети: Мастера расписывают свою посуду синей краской разных оттенков.
Восп.: Где расположен узор?
Дети: Узор расположен в центре.
Восп.: Ребята, а вы любите изображать гжельские узоры? Хотите украсить тарелочки сине-голубым узором?
Дети выкладывают на бумажных тарелочках узоры из различных элементов.
|
|
Восп.: Какие красивые тарелочки у нас получились. А кто подготовил стихотворение о гжели?
Ребёнок: Расцветают на морозе
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фаянсе!
Неужели, неужели
В Вашем доме нету Гжели?
Восп.: С давних пор люди на ярмарку не только за товаром ходили, а чтобы повеселится. Хотите на карусели прокатиться?
Физминука
Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)
А потом-потом-потом (немного ускоряемся)
Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)
Тише, тише, не спешите (замедляемся)
Карусель остановите. Стоп!
Дети подходят к прилавку с Дымковскими игрушками.
3 торговец: Эй, ребята подходите,
На игрушки поглядите!
Восп.: Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барыня и свистулька и лошадки. Что же это за узор?
Дети: Это дымковские игрушки.
3 торговец: Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
Восп.: Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Как называется такой праздник?
Дети: Этот праздник называется «свистуньей».
Восп.: Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет игрушки диковинные. Самое интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке. И только потом начинают раскрашивать - расписывать.
|
|
В чём отличие дымковской росписи?
Дети: Особенность дымковской игрушки - простой геометрический орнамент.
Восп.: А из чего он состоит?
Дети: Он состоит из ярких пятен, кругов, овалов и полосок разной толщины.
Восп.: Сочетания каких цветов используют для этой росписи?
Дети: Используют сочетания красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и черного цветов.
Восп.: Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.
Пальчиковая гимнастика «Козлик»
Вышел козлик из дверей, Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!» «Дай пирожок!» Протянул копытце: «Дай воды напиться!» | Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру. Правая рука сжимается в кулак. Правая рука складывается лодочкой. |
Восп.: Ребята, наши мастера так на ярмарку торопились, что не успели расписать все свои работы. Жаль, если кому-то не достанется поделки.
Дети предлагают мастерам свою помощь.
Восп.: Вы хотите помочь нашим ремесленникам? Тогда проходите в мастерскую и выбирайте, какой промысел вам больше нравится. Посмотрите, здесь есть дощечки. Из чего они сделаны? (из дерева) Значит они какие? (деревянные). А тарелочки из фарфора какие? (фарфоровые). А вот игрушки из керамики, какие они? (керамические).
Дети выбирают заготовленные заранее приготовленные дощечки, тарелочки и игрушки, расписывают их.
Восп.: А чтобы работа спорилась, на мольберте у вас расположены элементы росписи. Мы будем работать гуашью, она имеет свойство забивать ворс мягких кистей, чтобы этого не происходило нужно тщательно прополаскивать кисть, водя ворсом по дну баночки с водой.
После окончания рисования воспитатель подводит итоги рисования и предлагает детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.
Ребенок:
Ой вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Расписали их, старались,
Подарить вам собирались!