Цепная передача — передача зацеплением гибкой связью. Гибкую связь образует шарнирная цепь, охватывающая зубчатые звездочки.
Традиционно цепные передачи применяют в сельскохозяйственных и строительно-дорожных машинах, в химическом машиностроении, станкостроении и подъемно-транспортных устройствах.
Достоинства цепных передач:
· передача движения зацеплением, а не трением позволяет передавать большие мощности, чем с помощью ремня;
· практически не требуется натяжение цепи, следовательно, уменьшается нагрузка на валы и опоры;
· отсутствие скольжения и буксования обеспечивает постоянство среднего передаточного отношения;
· цепи могут устойчиво работать при меньших межосевых расстояниях и обеспечивать большее передаточное отношение, чем ременная передача;
· цепные передачи хорошо работают в условиях частых пусков и торможений;
· цепные передачи имеют высокий КПД.
Недостатки цепных передач:
· износ цепи при недостаточной смазке и плохой защите от грязи;
· сложный уход за передачей;
· повышенная вибрация и шум;
· по сравнению с зубчатыми передачами повышенная неравномерность движения;
· удлинение цепи в результате износа шарниров и сход цепи со звездочек.
Классификация цепных передач
· роликовые,
· втулочные
· зубчатые цепи.
Цепи бывают однорядными и многорядными.
Вопрос 29
Валы и оси
Валы предназначены для передачи вращающего момента и поддержания расположенных на них деталей.
Оси, поддерживая расположенные на них детали, вращающего момента не передают.
Оси бывают вращающимися и неподвижными.
Исходя из расчета на прочность и для удобства установки деталей валы выполняют ступенчатыми. Переходные участки вала выполняют цилиндрическими или коническими с галтелями разной формы и фасками.
Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения и чаще всего выходят из строя в результате усталостных разрушений.
Основными расчетными нагрузками являются крутящий момент (для валов) и изгибающий момент.
Основными критериями работоспособности являются прочность и жесткость.
Вопрос 30
Редукторы
Редукторы — это механизмы, служащие для понижения угловых скоростей и увеличения вращающих моментов и выполненные в виде отдельных агрегатов. Передача размещается в отдельном жестком корпусе, не проницаемом для масла и пыли. Редукторы обеспечивают постоянное передаточное число. Передаточные числа стандартных редукторов от 1 до 400, большие передаточные числа применяют редко.
При малых передаточных числах применяют одноступенчатые редукторы с передаточными числами до 10, чаще — до 6,37.
Основное распространение получили двухступенчатые редукторы с передаточными числами 15...30.
При больших передаточных числах применяют трехступенчатые редукторы; в последнее время они вытесняются более компактными планетарными.
Чаще применяют цилиндрические зубчатые редукторы.
Тип редуктора определяют по виду зубчатых передач и порядку их размещения в направлении от двигателя, по числу ступеней и расположению геометрических осей тихоходных валов в пространстве.
Для обозначения типов использованных зубчатых передач применяют прописные буквы: Ц — цилиндрические; К — конические; КЦ — коническо – цилиндрические; Ч — червячные; ЧЦ — червячно-цилиндрические и т. д.
На рисунке изображен одноступенчатый цилиндрический редуктор. Такие редукторы выпускают с прямозубыми, косозубыми и шевронными колесами.
Широкие редукторы обозначаются буквой Ш, узкие — У, соосные — С.
Для улучшения условий работы тихоходной ступени используют редукторы с раздвоенной быстроходной ступенью, редукторы с раздвоенной ступенью обозначаются буквой Ш.
Большие передаточные отношения, плавность, бесшумность и возможность самоторможения обеспечивают червячные редукторы. Червячные редукторы выпускают с цилиндрическими, глобоидными и спироидными червяками. Высокое передаточное отношение при низком уровне шума имеют двухступенчатые червячные и червячно-цилиндрические редукторы.
Основные недостатки червячных редукторов — низкий КПД и малый ресурс работы.