Машина – механическое устройство, выполняющее движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью замены или облегчения труда человека.
Составными частями машины являются механизмы, служащие для преобразования видов движения.
В зависимости от функционального назначения механизмы подразделяют на следующие виды:
· механизмы двигателей и преобразователей;
· передаточные механизмы;
· исполнительные механизмы;
· механизмы исполнения, контроля, регулирования;
· механизмы подачи, транспортирования, питания и сортировки обрабатываемых сред и объектов;
· механизмы автоматического счета, взвешивания и упаковки и др.
Машины и механизмы в зависимости от сложности и габаритных размеров разделяются на некоторое число сборочных единиц (узлов) и деталей.
Деталь – изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций.
Сборочная единица – изделие, составные части которого соединяют между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями.
Различают детали машин общего и специального назначения. К деталям машин общего назначения относятся элементы разъемных и неразъемных соединений (болты, гайки, шпонки, штифты), части механических передач, основанные на использовании трения и зацепления (шкивы, зубчатые колеса), а также валы, оси, муфты, подшипники, пружины, корпусные детали. Детали машин специального назначения – это детали, встречающиеся только в отдельных видах машин (поршни, шатуны, лопатки турбин).
Вопрос 24
Классификация передач
Механическими передачами называют механизмы, передающие энергию от двигателя к рабочим органам машины с преобразованием скоростей, сил или моментов, а иногда и характера движения.
Классификация механических передач:
· по принципу передачи движения: передачи трением (фрикционная и ременная) и передачи зацеплением (зубчатые, червячные, цепные, передачи винт-гайка); внутри каждой группы существуют передачи непосредственным контактом и передачи гибкой связью;
· по взаимному расположению валов: передачи с параллельными валами (цилиндрические), передачи с пересекающимися осями валов (конические), передачи со скрещивающими валами (червячные, цилиндрические с винтовым зубом, гипоидные);
· по характеру передаточного числа: с постоянным передаточным числом и с бесступенчатым изменением передаточного числа (вариаторы).
Основные причины применения передач в машинах:
· требуемые скорости рабочих органов машины часто не совпадают со скоростями стандартных двигателей;
· скорости рабочего органа машины часто необходимо регулировать (изменять) в процессе работы;
· большинство рабочих органов машин должны работать при малых скоростях и обеспечивать большие вращающие моменты, а высокооборотные двигатели экономичнее;
· двигатели изготовляют для равномерного вращательного движения, а в машинах иногда требуется прерывистое поступательное движение с изменяющимися скоростями.
Вопрос 25