Глава 3. Проблемы в сфере трудовых пенсий по инвалидности и реализация пенсионного законодательства в России

 

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

- финансовая нестабильность;

слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;

неоправданно большой удельный вес льготных пенсий:

отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

Назначения пенсий по инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения по ряду причин.

Во-первых, доля нетрудоспособного населения в стране значительно возросла с момента проведения первых реформ социальной сферы в начале 90-х. Численность нетрудоспособного населения оценивалась примерно в 4.4 миллиона человек (около 3% от общей численности населения), что представляет собой увеличение почти на 30%. Численность лиц, впервые признанных инвалидами, также возросла с 6.15 до 8.25 на тысячу человек населения.

Во-вторых, социальное обеспечение представляется чрезвычайно важным с точки зрения государственного бюджета и фискальной политики, в особенности принимая во внимание тот факт, что в условиях реализуемых реформ системы социальной защиты пенсии по инвалидности продолжают в значительной степени финансироваться на распределительной основе.

В-третьих, информация о рисках потери трудоспособности принимает все большее значение для развивающихся страховых рынков, поскольку понимание и наличие достоверных оценок этих рисков является необходимым условием для грамотного ценообразования ряда страховых продуктов.

Последний аргумент подчеркивает важность проблемы связи между индивидуальным стремлением к получению социальной помощи, уровнем экономического благосостояния, социальными и психологическими особенностями получателя. Рассмотренные вместе, эти проблемы могут выливаться в фальсификацию статуса с целью получения пенсии по инвалидности или наоборот - добровольный отказ от пенсии со стороны представителя целевой группы. В результате одной из проблем российской системы пенсионного обеспечения по инвалидности является эффективность предоставления пенсий и наличие системных изъянов, способствующих предъявлению фальсифицированных заявлений. (Приложение В)

Проблема несвоевременного обращения за назначением пенсии по инвалидности стоит довольно остро, что подтверждается юридической практикой, а так же вызывает негодование у большинства инвалидов, поскольку их право на пенсию установлено Конституцией РФ. Но статья 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ ФЗ обозначила заявительный характер назначения пенсии.

На мой взгляд, для решения данной проблемы было бы уместным поменять порядок назначения пенсии, изложив п.1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» в следующей редакции: трудовая пенсия назначается со дня возникновения права на указанную пенсию. Так же следует добавить пункт, в котором будет обозначено, что выплата пенсии осуществляется первого числе месяца, следующего за месяцем, в котором лицо предоставило все необходимые для назначения пенсии документы.

Проблема подсчета стажа для назначения пенсий по инвалидности кроется в более глубинных сложностях формирования пенсионного законодательства, поскольку подсчет страхового стажа производится в соответствии с большим количеством нормативных документов: инструкций и рекомендаций, а так же правил подсчета стажа для каждого вида пенсий. Поэтому часто её решение возможно только в судебном порядке, поскольку в данном случае большую роль играет судебная практика.

Для примера: Аверчуку В.А. при спасении утопающего был причинен ущерб здоровью. При проведении медико-социальной экспертизы ему была установлена II группа инвалидности. Аверчук В.А. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по инвалидности. К заявлению он приложил документы, из которых следовало, что заявитель с 2008 года по 2011 год учился в высшем учебном заведении, с 20 сентября 2011 года и на момент причинения вреда здоровью являлся безработным и состоял на учете в органах службы занятости. Специалистами территориального органа Пенсионного фонда РФ заявителю было отказано в назначении трудовой пенсии по инвалидности, так как у заявителя не имеется страхового стажа, и причиненная травма не относится к трудовым. Будет ли Аверчуку В.А. назначена трудовая пенсия по инвалидности? Назовите условия назначения трудовой пенсии по инвалидности? Подготовьте правовое заключение.

Основанием для назначения трудовой пенсии по инвалидности является наступление инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности I, II или III степеней. Наличие ограничения способности к трудовой деятельности определяется по медицинским показаниям органов медико-социальной экспертизы.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается при наличии двух условий:

) признании лица в установленном законом порядке инвалидом;

) наличии страхового стажа. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой деятельности, выполняемой лицом на территории Российской Федерации, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

Помимо указанного следует иметь ввиду и наличие других периодов работы.

В страховой стаж вместе с периодами трудовой деятельности засчитываются периоды:

) прохождения военной службы;

) получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

) три года, в течение которых один из родителей осуществлял уход за детьми до достижения ими возраста полутора лет;

) получения пособия по безработице;

) участия в оплачиваемых общественных работах и т.д.

Все перечисленные периоды деятельности включаются в страховой стаж только при условии, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы или иной деятельности.

Назначение пенсии по инвалидности предусматривается, помимо Закона N 173-ФЗ, Законом N 166-ФЗ, в соответствии со ст. 5 которого пенсия по инвалидности предусмотрена в качестве одного из вида пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Закон N 166-ФЗ предусматривает назначение пенсии по инвалидности следующим категориям лиц:

) военнослужащим;

) участникам Великой Отечественной войны;

) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени, не относящиеся к перечисленным категориям лиц, а также инвалиды с детства, которые не имеют права на получение трудовой пенсии по инвалидности, имеют право на получение в соответствии Законом N 166-ФЗ социальной пенсии.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. В пункте 4 предусмотрены следующие условия: полное отсутствии у инвалида страхового стажа и наступление инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.

Согласно п.4 ч.1 ст.11 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включается период получения пособия по безработице, так что страховой стаж у Аверчука В.А. имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Таким образом, Аверчук В.А. имеет право на получение трудовой пенсии по инвалидности.

Основной проблемой пенсионного обеспечения остаётся размер пенсий, который, не смотря на своё постепенное возрастание, не совершенен. И действительно, уровень жизни наших инвалидов несопоставим с уровнем жизни европейцев. Такое несовершенство связано с нерациональным использованием бюджетных средств. Я считаю, что нужно при составлении бюджета на очередной финансовый период государству необходимо сбалансировать пенсионные поступления и выделять больше денежных средств на выплату пенсий. В связи с тем, что по мере постепенного возрастания размера пенсий или же, в другой ситуации, заработной платы, возрастают цены на продукты питания и другие необходимые товары, в обществе появляется нестабильность. В большей степени это обусловлено инфляцией, которая существует в России на протяжении нескольких лет на примерном уровне 11-12%. На 1 апреля 2013 средний размер трудовой пенсии по инвалидности составляет 6 тысяч 024 рублей.

Я думаю, данными проблемами, в целях повышения общей правовой культуры, необходимо заниматься не только пенсионным учреждениям и официальным СМИ, что является общепринятой практикой в наши дни, но так же и различного вида добровольным организациям, и активным гражданам. В России эффективной мерой было бы создание пилотного проекта общественной организации, финансируемой на республиканском уровне.

Участниками данной организации являлись бы непосредственно пенсионеры, активные граждане (например, студенты республиканских юридических факультетов). Данная организация бы занималась разъяснением нового пенсионного законодательства с учетом специфики региона, раздачей необходимых материалов, чем повысила бы уровень доверия граждан к пенсионным органам.

Более общей проблемой является порядок назначения пенсии по инвалидности. Данная проблема заключается в том, что законодателем определено, что за назначением пенсии инвалид обращается лично с предоставлением всех необходимых документов в органы пенсионного фонда по месту жительства. И пенсия назначается с момента обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию Ст. 19 Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Но нетрудоспособные граждане часто не имеют возможности предоставить некоторые документы, либо обращаются позднее, в результате чего пенсия им назначается позднее, чем происходит фактическое возникновение права.

Данная проблема стоит очень остро, поскольку она напрямую тормозит развитие пенсионной системы Российской Федерации.

Из всего вышесказанного, я могу сделать вывод, что названные варианты решений проблем пенсионной реформы усовершенствуют современную систему пенсионного законодательства, утранят её недостатки: сильная инициатива пенсионных фондов на местах, корректировка пенсионного законодательства, четкая финансовая регуляция, а так же эффективная информационно-разъяснительная работа станут основой для успешной реализации пенсионной реформы Российской Федерации, а значит и существования наиболее успешной системы пенсионного регулирования.

 


 


Заключение

 

Трудовые пенсии по инвалидности являются основным источником существования для определённых слоёв населения. Поэтому, пенсионное обеспечение на территории нашей страны должно быть всегда устойчивым и стабильным. За годы перестройки и реформ в России много сделано для строительства правового государства. И, в первую очередь, это нашло отражение в изменении механизма самого пенсионного обеспечения граждан. Но все, же имеются некоторые отклонения, которые со временем, возможно, исправить без особых затрат.

Таким образом, основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть системы социальной защиты должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие. Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной степени определяет образ жизни людей, их участие в экономической деятельности, что повышает ответственность государственных органов (в том числе законодательных) за принимаемые решения и требует учета всех обстоятельств жизни нетрудоспособных граждан.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федераций» содержит основные положения, выраженные в главах, позволяющих достаточно полно осветить основные правовые положения об установлении, исчислении и выплате трудовых пенсий по инвалидности в Российской Федерации. Этим Законом и другими пенсионными законами знаменуется коренная перестройка и коренное реформирование пенсионной системы в Российской Федерации. Трудовые пенсии по инвалидности как вид социального обеспечения имеют ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами. Согласно ст. 17 Закона о трудовых пенсиях размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на эту дату. Следует сказать, что трудовые пенсии по инвалидности на территории нашей страны урегулированы нормами права, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. Пенсионная система функционирует стабильно и рационально. Но для более эффективной пенсионной деятельности необходимо внести некоторые изменения в нормативную базу, что приведёт к существенным улучшениям.

Изучение нормативно-правовых актов по данной проблеме подтверждают гипотезу о том, что пенсионное обеспечение будет более качественным и эффективным при наличии следующих факторов: увеличения размера пенсии за счет внесения изменений и дополнений в нормативно-правовую базу, использование большего количества информации в отношении пенсионного обеспечения в средствах массовой информации и на предприятиях обслуживания инвалидов, более глубокого изучения проблем людей, выходящих на пенсию по инвалидности и разработки предложений по улучшению качества обслуживания лиц, впервые обратившихся за назначением трудовой пенсии по инвалидности.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

. Создание Пенсионного фонда Российской Федерации - необходимость в современной России. Пенсионный фонд основан как самостоятельный финансово-кредитный орган, денежные средства которого не входят в государственный бюджет, что дает возможность проводить своевременную индексацию пенсий и решать многие социальные программы. Но необходима целенаправленная деятельность Пенсионного фонда в решении главной проблемы - низкого уровня пенсий путем внесения изменений и дополнений в основные нормативно-правовые акты, регулирующие процесс назначения пенсий.

. Недавно начавшийся новый этап реформирования пенсионной системы позволит создать механизм, обеспечивающий соответствие условий предоставления и установления размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, и повысить уровень социальной защищенности всех категорий граждан РФ.

. Законы, дали старт новой пенсионной реформе, обеспечивающей более высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

. Главной проблемой пенсионного обеспечения является низкий размер пенсий, который близок к прожиточному минимуму пенсионеров. Поэтому основной задачей пенсионного обеспечения, да и государства в целом является предоставление людям являющимися получателями пенсии достойного уровня жизни путем увеличения их размера.

. Дальнейшее совершенствование пенсионного законодательства, принятие Пенсионного кодекса Российской Федерации подведут общество к необходимости обособления отрасли пенсионного права. Отсутствие такого обособления сдерживает развитие пенсионного права как в научном, так и в практическом плане.

. Ныне существующая структура Управления Пенсионного фонда РФ достаточно новая, Управление справляется в полной мере в соответствии с новым пенсионным законодательством и внутренними положениями. Необходимо и дальше вносить изменения в структуру Управления ПФР по мере необходимости (на основании отчетов или изменений в пенсионном законодательстве).

. Таким образом, уровень трудовых пенсий по инвалидности в России нельзя считать достаточным для обеспечения материальной независимости нетрудоспособного лица, а результаты реформирования пенсионной системы положительным образом отразится только на будущих поколениях инвалидов.

инвалидность пенсия трудовой


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: