Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Из данных утверждений не относится к причинам неудовлетворительного воспитания детей в семье:
а) невысокий экономический уровень семьи;
б) низкая культура общественной жизни;
в) обострение конфликтов между поколениями;
г) осуществление социализации личности.
2. Документ, содержащий положения о праве ребенка на жизнь и праве ребенка на родителей:
а) Конституция Республики Беларусь;
б) Международная конвенция ООН «О правах ребенка»;
в) Закон Республики Беларусь «Об образовании»;
г) Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
3. Функция семьи, обеспечивающая удовлетворение потребностей в отцовстве (материнстве) и самореализации в детях:
а) эмоциональная;
б) репродуктивная;
в) функция первичного социального контроля;
г) нет правильных ответов.
4. Тактика семейного воспитания, при которой родители подавляют инициативу и чувство собственного достоинства детей, – это:
а) опека;
б) диктат;
в) тактика невмешательства;
|
|
г) сотрудничество.
5. Тактика семейного воспитания, при которой родители чрезмерно ограждают детей от забот, усилий и трудностей:
а) опека;
б) диктат;
в) тактика невмешательства;
г) сотрудничество.
6. Формирование таких качеств, как доброта, честность, открытость, трудолюбие, обеспечивает такое направление семейного воспитания, как:
а) трудовое;
б) умственное;
в) нравственное;
г) эстетическое.
7. Безразличие, эмоциональная холодность – это показатели такого стиля воспитания, как:
а) гиперопека;
б) гипоопека;
в) жестокое воспитание;
г) нет правильного ответа.
8. Постоянное выражение восхищения ребенком, потакание его желаниям – это:
а) гиперопека;
б) гипоопека;
в) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности;
г) нет правильного ответа.
9. Ведущая роль в воспитании детей принадлежит:
а) семье;
б) детскому саду;
в) школе;
г) детской площадке.
10. Семья – это:
а) важнейший институт социализации ребенка, исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми;
б) люди, состоящие в браке;
в) биосоциальная структура, ограждающая от голода и психической депривации детей;
г) сообщество взрослых, предполагающее защиту и удовлетворение элементарных потребностей детей.
11. Назовите один из признаков гармоничной семьи, который ей не соответствует:
а) все члены семьи общаются между собой;
б) все члены семьи умеют слушать друг друга;
в) члены семьи умеют распределить и выполнить обязанностидругого члена в случае необходимости;
г) постоянные ссоры и конфликты между членами семьи;
д)сочетание любви, дружбы и ответственности в отношениях между родителями.
|
|
12. Показатель кризиса семьи в современном обществе – это:
а) ранний возраст вступления в брак;
б) эмоциональный характер отношений между супругами;
в) отдельное проживание молодой семьи от бабушек и дедушек;
г) увеличение хозяйственно-бытовых проблем;
д) снижение рождаемости.
13. Семейная педагогика – это наука:
а) о воспитании детей в семье;
б) взаимоотношениях между детьми и родителями;
в) взаимодействии между супругами в семье;
г) межличностных отношениях между поколениями в семье.
14. Действенность, силу, устойчивость результатов семейного воспитания обеспечивают:
а) глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;
б) постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в разнообразных жизненных ситуациях;
в) наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи;
г) все ответы верны.
15. Наиболее распространенной моделью семьи является:
а) неблагополучная;
б) неполная;
в) полная;
г) ни один ответ неверен.
16. Выберите правильный ответ:
а) общение педагога с родителями должно быть назидательным;
б) общение педаога с родителями строится на основе диалога;
в) педагог общается с родителями на основе предписаний «свыше»;
г) педагог говорит о недостатках воспитания в присутствии других родителей.
17. В счастливых семьях супругов сильнее всего соединяет:
а) взаимная любовь к детям;
б) понимание того, что брак священен;
в) убежденность каждого из супругов, что другой – «мой лучший друг»;
г) ни один из ответов неверен.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова.
1. Семья – это основанная на... и (или) кровном... малая..., члены которой объединены совместным... и ведением..., эмоциональной связью, взаимными... по отношению друг к другу.
2. Семейное воспитание в широком смысле слова – это одна из наиболее древних форм... и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние..., традиций, обычаев, в процессе которого происходит полноценное... и становление....
3. Под семейным воспитанием в узком смысле слова понимается... родителей с..., основанное на родственной... близости, любви,..., уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию... условий для удовлетворения в... полноценном развитии и саморазвитии его личности.
Брак, проживание, родство, обязанности, домашнее хозяйство, группа; социализация, развитие, личность, культура; потребности, дети, взаимодействие, эмоциональный, забота, благоприятных.
Задание 3. Верно или неверно?
1. Основные принципы семейного воспитания: открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений; последовательность и согласованность родителей в своих требованиях.
2. Лучший возраст для вступления в брак и создания семьи – это 20 лет.
3. Основные функции семьи: репродуктивная, социально-экономическая, психотерапевтическая, воспитательная, сексуальная.
4. Брак – регулируемая обществом семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
5. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода.
6. Семья не должна быть социально-экономической и психологической защитой ребенка.
7. Рождение первенца способно как укрепить, так и ослабить семью.
8. Удовлетворенность браком не зависит от стажа семейной жизни.
9. Патриархальная структура семьи предполагает сохранение традиционно понимаемых женских и мужских ролей и функций.