Психологический тезаурус

АГРЕССИВНОСТЬ –устойчивая черта личности, обеспечи­ваю­щая поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от англ. addiction – склонность, пагубная привычка) – особый тип деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Выделяются основные виды аддикций: злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние (например, алкоголь, наркотики); участие в азартных играх и т. п.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (лат. acceleratio – ускорение) – ускорение роста и созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА – высокая степень выраженности отдельных черт характера, представляющая крайний вариант нормы. При акцентуациях характера у каждого типа имеется своя «ахиллесова пята», делающая личность уязвимой в отношении ситуаций определенного типа.

АЛЬТРУИЗМ (лат. alter – другой) – черта характера, побуждаю­щая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

АПАТИЯ – психическое состояние, характеризующееся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний; своего рода «эмоционально-мотивационный паралич».

АППЕРЦЕПЦИЯ – (от лат. ad – к, perceptio – восприятие) зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности его текущей деятельности, от личностных особенностей.

АТТРАКЦИЯ – формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

АФФЕКТ (лат. affectus – душевное волнение, страсть) – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

БИХЕВИОРИЗМ (англ. behaviour – поведение) – учение, в ко-тором в качестве предмета психологических исследований рассмат-ривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних стимулов. Родоначальники теории – Б. Э. Торндайк, Дж. Уотсон.

ВЕРБАЛЬНЫЙ (лат. verbalis – словесный) – относящийся к звуковой человеческой речи.

ВНУШЕНИЕ (лат. suggestio) – неосознанное (или осознанное) влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

ВОЛЯ – свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination) – это психический познавательный процесс создания новых целостных образов действительности на основе имеющегося у индивида опыта. Воображение позволяет человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность представить готовый результат труда.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное формирование личности (определенных личных качеств) в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультур­ными нормативными моделями.

ГЕНДЕР − социальный пол, отличия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ (лат. genius – дух) – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

ГРУППОВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ – социально-психологическое явление, характеризующееся тем, что в ходе групповой дискуссии изначально разноречивые мнения отдельных членов группы к завершению обсуждения не сглаживаются, а, напротив, обостряются, разделяя на две полярные по своим позициям группировки.

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ – это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Выражает: уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях; степень привлекательности группы. К числу основных факторов групповой сплоченности относят: сходство базовых ценностных ориентаций членов группы, единство групповой цели, взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности.

ГУМАНИЗАЦИЯ – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio – отклонение) – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм.

ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio – подавление) – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare – определять) – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.

ДИСТРЕСС – отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека.

ЗАДАТКИ – предпосылки к развитию способностей (их био-логический или социальный фундамент).

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целос-тности сложившийся «Я-образ».

ЗНАНИЯ – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях.

ИЕРАРХИЯ – распределение частей или элементов целого в строгом порядке от высшего к низшему.

ИМИДЖ (англ. image – образ) – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

ИНДИВИД (лат. individuum – неделимое) – психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт. Согласно А. Н. Леонтьеву, об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя Homo sapiens.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимость человека, уникальность и своеобразие его свойств.

ИНСАЙТ (англ. insight – постижение, озарение) – неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus – побуждение) – врожденная, мало-изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus – разумение, понимание) – способ­ность к осуществлению процесса познания и к эффективному ре-шению проблем, в частности при овладении новым кругом жизнен-ных задач; совокупность умственных способностей.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspecto – гляжу внутрь, всматри­ваюсь) – метод познания человеком психических явлений путем самонаблюдения.

ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (от лат. infantilis – детский) – представляет собой сохранение в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту.

КАТАРСИС (греч. katharsis – очищение) – психоаналитический термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

КОЛЛЕКТИВ (лат. collectivus – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

КОМПРОМИСС – соглашение путем взаимных уступок.

КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР –факторы, которые служат причиной непонимания собеседников и могут привести к конфликтному взаимодействию.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им; стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах, обычно возникает в силу жизненных неурядиц.

КОНФЛИКТ –психологическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов различных людей или мнений, мотивов.

КОНФОРМНОСТЬ –тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих.

ЛИБИДО (лат. libido – желание, влечение) – в теории психоанализа обозначает специфическую психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных проявлений. Первоначально З. Фрейд считал, что эта энергия имеет исключительно сексуальную природу, но в более поздних трудах он использовал понятие «либидо» как синоним жизненной энергии, побуждающей человека к самосохранению и воспроизводству себе подобных.

ЛИДЕР –член социальной группы, чей авторитет признается остальными членами и которому они добровольно подчиняются, находясь под прямым или косвенным его психологическим влиянием.

ЛИЧНОСТЬ – макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ – индивидуально-психологическое понятие, характеризующее то, в чем данный человек видит основные причины собственного поведения и поступков других людей (при внутреннем локусе контроля эти причины помещаются в самом человеке, а при внешнем – они располагаются вне данного человека, например во внешних обстоятельствах его жизни).

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude – долгота) – длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психи-ческих или поведенческих явлений.

МАЛАЯ ГРУППА –небольшая по численности группа людей, включающая от 2 до 30 человек, занятых общим делом, находящихся между собой в непосредственном личностном общении и взаимодействии.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ (лат. manipulatio – ручной прием, действие) – совершение каких-либо действий, поступков с целью достижения своих замыслов, интересов, потребностей за счет другого (или в ущерб интересам другого человека) в скрытой, завуалированной форме.

МЕТОДОЛОГИЯ – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

МОТИВ (франц. motif – повод к действию) – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека; побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

МОТИВАЦИЯ – вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

НАБЛЮДЕНИЕ метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку средством общения с людьми.

НЕЙРОТИЗМ – свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

НЕВРОЗ – психологический кризис, обусловленный состоянием разобщения с самим собой. Психические симптомы: эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин), нерешительность, проблемы в общении, неадекватная самооценка, беспричинное беспокойство, обидчивость и т. д.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА – группа людей, объединенных друг с другом на основе каких-либо личных интересов. Такая группа не имеет нормативно закрепленных прав и обязанностей ее членов.

НОНКОНФОРМИЗМ (лат. non – нет и conformis – подобный) – стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом.

ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат усвоения систематизи­рованных знаний, умений и навыков, а также определенный уровень развития познавательной и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной деятельности.

ОБУЧЕНИЕ – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

ОБЩЕНИЕ –социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

ОДАРЕННОСТЬ – наличие у человека задатков к развитию способностей.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ – форма памяти, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ –восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, других людей, самих себя, групп, социальных общностей.

ПОТРЕБНОСТЬ – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-либо, необходимом для их нормального существования.

ПРОЕКЦИЯ –один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

ПСИХИКА – способность человека отражать в своем сознании реальность, создавать модели этой реальности и на основе таких моделей строить и регулировать свои поведение и деятельность; субъективное отражение реальной действительности в образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью.

ПСИХОАНАЛИЗ (греч. psyche – душа и analysis – разложение, расчленение) – термин употребляется в трех основных смыслах: 1) теоретическое направление в психологии; 2) особая методология исследования психики; 3) психотерапевтический метод. Создание психоанализа связано в первую очередь с именем Зигмунда Фрейда. Этот подход основан на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции жизнедеятельности человека, отношений личности (к себе, к людям, к природе, к миру в целом). Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности, котороепроявляется: в преобладающем хорошем самочувствии; глубоком понимании и принятии себя; ориентациях на конструктивное общение; удовлетворенности жизнью и т. п.

РАЗВИТИЕ – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА –общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.

РЕФЛЕКСИЯ –внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний.

РЕЧЬ – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

РИГИДНОСТЬ (от лат. rigidus – жесткий, твердый) – неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями; заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

САМОПОЗНАНИЕ – процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития личностных качеств.

САМОСОЗНАНИЕ – понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе; осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний, интересов.

САМООЦЕНКА – оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

СЕМЬЯ – малая (первичная) группа, состоящая из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

СОВЕСТЬ – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль; характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.

СОЗНАНИЕ – высшая форма отражения человеком окружающей действительности; совокупность психических процессов, позволяющих носителю сознания ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Обеспечивает преемственность опыта, единство и многообразие поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности; может проходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ –общая социально-психологическая характеристика малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

СОЦИОМЕТРИЯ – социально-психологический тест, приме­няемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе; позволяет проанализировать внешний эмоциональный слой групповой активности.

СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

СТАТУС – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

СТРЕСС (англ. stress – давление, напряжение) – понятие, введенное Г. Селье для обозначения состояния психического напряжения при действиях в трудных, необычных, ситуациях; реакция организма на воздействие таких факторов, которые по своей силе, новизне или продолжительности превышают адаптивные возможности человека.

СУБЪЕКТ –индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

ТАЛАНТ – высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) − характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

ТЕСТИРОВАНИЕ – метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.

ТРЕВОЖНОСТЬ – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

УМЕНИЕ – способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – процесс логического вывода определен­ного положения из некоторых достоверных утверждений – посылок.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям; максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

УСТАНОВКА – готовность, предрасположенность к определен­ным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

ФОРМИРОВАНИЕ – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.

ФРУСТРАЦИЯ (лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ХАРАКТЕР (греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяющая типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

ЧУВСТВА – эмоциональные переживания, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

ЭГОИЗМ (лат. ego – Я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego – Я и centrum – центр круга) – сосредоточенность сознания и внимания человека на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

ЭЙФОРИЯ (греч. eyphoria) – состояние чрезмерной веселости; приподнятое настроение и чувство триумфа.

ЭКСПЕРИМЕНТ метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

ЭКСТРАВЕРСИЯ (лат. extra вне, versio поворачивать) обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

ЭМОЦИИ (лат. emoveo потрясаю, волную) элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМПАТИЯ –постижение эмоционального состояния, проникновение в переживание другого человека.

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» – относительно устойчивая система представ­лений о самом себе, на основе которой человек строит свои взаимоотношения с окружающими.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. З а я ц, И. И. Основы психологии и педагогики: практикум / И. И. Заяц,           Н. А. Кормнова. Минск: БГЭУ, 2006. 153 с.

2. Н е м о в, Р. С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: пособие для учащихся / Р. С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.– 320 с.

3. Н е м о в, Р. С. Психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 632 с.

4. Он + Она. Психологические тесты / сост. Э. Флеровский. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. 352 с.

5. Р и м с к а я, Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / сост. Р. Римская. М.: АСТ-Пресс, 1999. 376 с.

6. Р о г о в, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие в 2 кн. / Е. И. Рогов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 480 с.

7. С е р о в а, Л. Г. Тесты для отбора персонала / Л. Г. Серова. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2003. 256 с.

8. С и з а н о в, А. Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет / А. Н. Сизанов. Минск: Харвест, 2003.– 576 с.

9. С т о л я р е н к о, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Д. Столяренко.  Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.– 672 с.

10. Энциклопедия психологических тестов / сост. С. Касьянов. М.: Изд-во «Эксмо», 2003.– 496 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
Раздел 1. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………….………….........   4
1.1. Индивидуально-типологические свойства……..……………………. 4
1.2. Социальная подструктура личности……………….………………… 23
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИИ …………… 54
2.1. Эмоционально-волевая регуляция поведения…………….…………. 54
2.2. Межличностные отношения и общение…………………….……….. 75
2.3. Межличностные конфликты………………………………..………… 91
2.4. Взаимодействие субъекта и объекта управления…………………... 103
Раздел 3. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»…….…………. 120
3.1. Воспитание и развитие личности…………………………….………. 120
3.2. Семейное воспитание и семейная педагогика…………….…………. 127
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС………………………………………….. 142
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………... 152

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: