Уныние — вид тяжелой духовной болезни

Началом уныния является маловерие.

Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему.

Следствием затянувшегося уныния может стать отчаяние.

Печаль и уныние часто смешивают;

Печаль происходит от внешних причин,

уныние – от внутренних (близкие понятия – выгорание, хандра).

Уныние может проявляться, в том числе и суетностью: человек постоянно мечется, он готов что угодно сделать, но лишь только необходимо совершить духовное усилие, оказывается, что на это у него «нет никаких сил».

Одно из главных средства в борьбе с унынием — самопонуждение.

Противоположная унынию добродетель – трезвение.

См. подробнее: Уныние.

 

Тема 190. Страсть тщеславия (7-я из восьми главных страстей).

Стремление к земной славе, почестям, похвалам, желание завоевать внимание, чрезмерная зависимость от чужого мнения о себе.

Противоположная добродетель – смирение.

Преподобный Иоанн Лествичник подчёркивал изворотливость этой страсти:

Тщеславие ко всему льнет:

тщеславлюсь, когда пощусь, но и когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым;

побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь;

стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю.

Как ни брось сей трезубец, всё он станет верх острием.

См. подробнее: Тщеславие.

 

Тема 191. Страсть гордости (8-я из 8-ми главных страстей).

Если тщеславный зависит от чужого мнения о себе, добивается похвалы или зависти, то гордость – это уже такая степень самообольщения, когда человек считает себя выше других людей и их мнений о себе.

Противоположная этой страсти добродетель – любовь (к Богу и ближним).

Авва Дорофей:

В общежительном монастыре, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся, или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его.

А этот юноша так переносил [оскорбления] от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его.

Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел сию добродетель.

Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение.

Он отвечал мне презрительно, без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них [обиды] как от людей? Это – лающие псы».

См. подробнее: Гордость.

 

Тема 191. Может ли человек избавиться от греховных страстей собственными силами?

Сегодня нередко можно слышать, что греховные страсти возможно преодолеть самостоятельно, вне религии, важно лишь захотеть, а потом приложить к своему желанию некоторые усилия.

Случается, что подобные заявления подкрепляются утверждением: человек – творец своего совершенства, если хочет – грешит, если хочет – отворачивается от греха и живет в соответствии с морально-этическими общественными нормами.

Эта точка зрения соответствует учению еретика Пелагия, которое, в своё время, было осуждено Церковью.

Согласно Св. Писанию, человек, без помощи Божьей, не может делать добро.

Эта мысль хорошо отражена в евангельской аллегории о лозе и её ветвях, где под образом лозы предстаёт Сам Господь Иисус Христос, а под ветвями – прочие люди.

Несмотря на то, что Спасителю единосущны все люди вообще, подобно тому как ветви лозы имеют единую сущность с лозой, живыми плодоносными ветвями являются только те, которые питаются живительными соками лозы, то есть, переводя на людей, причастны спасительных благодатных даров, спасющей Божественной благодати (под плодами деятельности этих людей подразумеваются дела добра).

В свою очередь те ветви, которые не питаются соками лозы (образ людей, отвергающих Христа, живущих не по Христу, не во Христе), засыхают и погибают (Ин.15:4-6).

 

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

 

 

Если бы люди могли освободиться от власти греха самостоятельно, если бы они только могли самостоятельно восходить по лествице духовных совершенств, ведущей в мир горний, небесный, для чего тогда были бы нужны страдания и смерть воплощенного Сына Божия?

Итак, борьба со страстями подразумевает как необходимость личных усилий спасаемого, так и необходимость Божественной помощи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: