Климат как объект правовой охраны

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» климат рассматривается как объект отношений в области охраны окружающей среды. Климат (от греческого «klima» – наклон) – многолетний режим погоды в той или иной местности, определяемый географическими условиями этой местности; результат климатообразующих процессов, непрерывно протекающих в атмосфере: приток, преобразование, отдача и перенос тепловой, кинетической и других форм энергии, испарение, конденсация и перенос влаги и т. д.

Уже не предположение, а научный, достоверно установленный факт, то, что климат на Земле меняется, существенную негативную роль в этом процессе играют антропогенные факторы, т. е. связанные с деятельностью человека. Механизм этих изменений не вполне ясен (парниковая модель остается лишь одной из гипотез и не претендует на объяснение всех феноменов), но очевидно, что климатическая система разбалансирована, происходят глобальное потепление и нарастание (по частоте и силе) погодно-климатических аномалий – наводнений, засух, ураганов и т. п.108. Неблагоприятное антропогенное воздействие на климат происходит в результате развития производства и связанного с этим увеличения выбросов парниковых газов (углекислого газа, метана и др.), а также уничтожения лесов и болот, загрязнения Мирового океана, что приводит к снижению их способности естественным образом поглощать (абсорбировать) парниковые газы. Негативные изменения климата могут привести к значительным вредным последствиям для здоровья человека, состава, восстановительной способности и продуктивности экосистем, а также для материалов, используемых
в хозяйственной деятельности. В этой связи разработка организационных, экономических, правовых мер регулирования воздействия на климат является одной из важнейших задач современной экологической политики всех государств и Республики Беларусь в частности.

Согласно ст. 57 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность, последствия которой вызывают или могут вызвать изменение климата, долж­на осуществляться с соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды. Осуществление мероприятий по регулированию воздействия на климат не должно приводить к вредному воздействию на окружающую среду. Меры охраны климата закрепляются также Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии со ст. 43 которого действия, направленные на искусственное изменение состояния атмосферы
и атмосферных явлений в хозяйственной и иной деятельности, могут осуществляться республиканскими органами государственного управления, субъектами хозяйствования только по разрешению республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и лишь при условии, что это не приведет к неблагоприятному воздействию на погоду и климат.

Основой для совершенствования правового регулирования отношений в области воздействия на климат выступают международные договоры. Важнейшими международными документами в данной области отношений являются Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г. и Киотский протокол к данной Конвенции от 11 декабря 1997 г.

Стороны Конвенции приняли обязательства защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений, при этом ведущую роль в этом призваны играть индустриально развитые страны. Целью совместных действий Сторон Конвенции об изменении климата является смягчение отрицательных последствий изменения климата, которые должны обеспечиваться прогнозированием, предотвращением или сведением к минимуму отдельных отрицательных факторов. Конвенция налагает на государства также целый ряд обязанностей, таких как оказание содействия и сотрудничество в разработке технологий, приводящих к ограничению, снижению или прекращению антропогенных выбросов парниковых газов, обмен информацией социально-экономического, научного, технологического и правового характера в данной области. Важнейшую роль в решении проблемы ограничения выбросов парниковых газов Конвенция отводит экономическому фактору – внедрению свободно регулируемого рынка эмиссионных квот на выбросы парниковых газов.

Киотский протокол содержит обязательства Сторон уменьшать к 2008–2012 гг. выбросы парниковых газов в атмосферу. Эталонным годом отсчета при определении объемов сокращения выбросов принят 1990 год. Приложение «В» к Киотскому протоколу содержит процентные доли, на которые должны сократиться объемы выбросов в каждом конкретном государстве-участнике по сравнению с этим годом. Данный документ открыт для подписания и ратификации всем странам мира, в нем в общем виде определены права и обязанности ведущих индустриальных государств, а также развивающихся стран относительно уровня выброса в атмосферу парниковых газов и механизма торговли предоставляемыми каждому государству квотами на выброс этих газов. Действие Протокола распространяется на 6 основных парниковых газов, самыми распространенными из которых являются диоксид углерода (СО2), метан (СН4) и закись азота (N2O). В развитие Киотского протокола были приняты иные рамочные документы, которые более подробно регламентировали его отдельные положения, например, Марракешские договоренности 2001 г.

Следует отметить, что Республика Беларусь также выступает стороной Соглашения государств–участников СНГ о взаимодействии в области гидрометеорологии от 8 февраля 1992 г., в котором одним из основных направлений сотрудничества определено проведение исследований глобального изменения климата.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: