Все существующие методы управления дисциплиной труда персонала
в организации можно объединить в три большие группы.
1. Особенность экономических методов управления, заключается в
стимулирование трудовой дисциплины, и реализуется посредством
начисления заработной платы сотрудникам. Как правило, система
организации оплаты труда, включает в себя такие элементы, как:
нормирование труда, тарифную систему, формы и системы заработной
платы.
Каждый элемент данной системы выполняет конкретную функцию.
Так, например, нормирование труда позволяет вести учет и контроль
количества затраченного труда; с помощью тарифной системы можно
соизмерить разнообразные конкретные виды труда, учесть их сложность, Методы управления
дисциплиной труда
1. Экономические
2. Психологические Правовые
условия выполнения. Формы и системы оплаты труда дают возможность
осуществлять связь заработка работника трудового коллектива с уровнем его дисциплиной и работоспособностью, а, следовательно, и с количественными и качественными результатами труда.
|
|
2. Стабильность работы всего трудового коллектива предопределяется,
главным образом, состоянием психологического климата в нем. Для
социально-психологического климата характерны противоречивые
межгрупповыми и межличностными процессы, которые направлены, на
адаптацию к деятельности в значительно изменившихся внешних и
внутренних условиях и, на стремление сохранить привычные стереотипы отношений и стиль работы, которые формировались на протяжении всего предыдущего периода.
Источниками нравственно-психологических болезней трудового
коллектива, негативного поведения являются мысли и чувства работников.
Единственный путь изменения поведения - это познание руководителем
внутреннего мира человека и овладение способами перестройки его в
позитивном настроении. Поэтому особое значение имеет высокая
психологическая компетентность руководителей организации:
- нужны знания для самооценки и самосовершенствования
личности; следует иметь комплекс знаний и навыков общения с людьми;
-необходима психолого-педагогическая компетентность, которая
связана с реализацией функции воспитателя подчиненных;
- необходимы знания психологических закономерностей
функционирования коллектива, так как руководитель должен точно
оценивать межличностные и групповые отношения в организации и уметь
гармонизировать их.
3. В трудовом законодательстве определены четыре основных
метода правового управления дисциплиной труда. К этим методам относятся:
убеждение, поощрение, принуждение и организация труда. Практика их
|
|
применения насчитывает многие тысячелетия. В течение веков меняется
содержание и комбинация, а сами методы остаются неизменны.
Так, например, меняются виды наказаний, поощрений, убеждений.
Убеждение является одним из главных методов управления дисциплиной труда. Это, главным образом, воспитание, и воздействие на сознание работника, главной целью которого выступает побуждение его к полезной деятельности или же предотвращения нежелательных поступков.
В настоящее время наиболее часто используются такие методы
управления дисциплиной труда, как поощрение и принуждение.
Суть поощрения работника организации заключается в признании его
заслуг посредством предоставления какие-либо льгот, преимуществ,
публичного оказания почета, повышения его престижа. У каждого человека существует потребности в признании и в материальных ценностях. На их реализацию и направлен метод поощрения. Однако использование
поощрений не всегда имеет положительный характер и зачастую имеет
двойственный характер. Так, например, используя данный метод можно
привести коллектив к конфликтам вплоть до его распада и, напротив,
объединить и сплотить его.
Поощрение осуществляется посредством вознаграждения.
Вознаграждение - это получение каких-либо материальных или
нематериальных ценностей. Понятие ценности у всех людей различается.
Для одного человека в некоторых условиях благодарность, признание
общественности может быть более ценным, чем крупная сумма денег.
Существует ряд правил эффективности поощрения работников:
- поощрять работников необходимо при каждом проявлении трудовой
активности, которая приводит к положительным результатам;
- целесообразно использовать весь комплекс поощрительных мер;
- поощрение должно быть значимым для работника, поднимать престиж добросовестного труда;
- получение поощрения в близкие сроки, например через неделю. Если
работник знает о том, что он получит поощрение, но только через год или несколько лет, эффективность такого поощрения резко снижается.
-гласность поощрения. Любое поощрение поднимает престиж,
уважение к работнику и ценится людьми нередко значительно выше, чем
материальные блага.
- доступность поощрения. Поощрение должно быть установлено не
только для сильных работников, но также и для слабых.
Следует заметить, что применение поощрений – это право, а не
обязанность руководителя. У работника права на эти виды поощрения нет.
Однако такое право может появиться в том случае, если в организации
имеется положение о премировании сотрудников, которое устанавливает показатели, достижение которых дает работнику право на получение тех или иных поощрений поощрения. В этом случае руководитель обязан применить меры поощрения, которые указанные в положении о премировании.
Показатели и критерии работы, которые дают право на поощрение,
могут быть установлены в трудовом договоре. Также, в нем может быть
определен размер премирования, которое работник сможет получить,
достигнув этих показателей.
Зачастую определяют пять видов достижения в труде, за которые
работника следует поощрять:
- образцовое выполнение трудовых обязанностей;
- повышение производительности труда;
- улучшение качества продукции;
-продолжительную и безупречную работу;
- новаторство в труде.
Система поощрения должна убедить работника в том, что в
организации существует четкая связь между его активностью, результатами деятельности и поощрениями, которые он получает.
Практика применения мер поощрения доказала целесообразность
сочетания разных мер (например моральных и материальных – вынесение благодарности с выплатой премии). В этом случае их эффективность существенно возрастает.
|
|
Метод принуждения. Основанием для дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное,
противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. За совершение такого проступка работодатель применяет к работнику принуждение. Принуждение - это внешнее воздействие на поведение работника в рамках, установленных трудовым законодательством.
Высокий уровень трудовой дисциплины - это одним из факторов роста
производительности труда, а зачастую - и резервом роста
производительности труда. Экономические потери из-за низкого уровня
трудовой дисциплины выражаются в таких факторах как:
- потери рабочего времени по причине отсутствия работников на
рабочем месте по неуважительным причинам, таким как прогулы, опоздания, самовольные отлучки;
-содержание дополнительной численности персонала для
подмены на особо важных рабочих местах работников, отсутствующих по неуважительным причина;
- снижение коллективных результатов труда, особенно в тех
трудовых коллективах, где низкая взаимозаменяемость работников;
- потери рабочего времени, связанные с увольнением работников
за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины; кроме того, вновь нанятому работнику требуется время для адаптации к новым условиям, в течение которого он только приспосабливается к новому рабочему месту и
коллективу;
- поломки и простои оборудования, брак, снижение качества
продукции и другие нарушения, связанные с несоблюдением технологии
производства.
Кроме того, низкие показатели трудовой дисциплины, частые ее
нарушения подают плохой пример высокодисциплинированным работникам,
разлаживают их работу, формируют негативное отношение к организации,
всему трудовому коллективу и руководству, то есть не способствуют росту
удовлетворенности трудом. Зачатую дисциплинированные работники
начинают нарушать дисциплину под таким негативным влиянием.
|
|
Таким образом, к методам управления дисциплиной труда персонала
относятся следующие группы методов: экономические, психологические,
правовые. Экономические методы состоят из системы оплаты труда в
организации. К психологическим методам относятся все способы,
посредством которых руководитель коллектива через общение, культуру и
другие морально-психологические меры воздействуют на работников
трудового коллектива. Большой инструментарий воздействия на дисциплину
труда включают методы правого характера: убеждение, поощрение,
принуждение, организация труда. Особое место занимает убеждение, так как
дисциплина труда должна соблюдаться на основе осознания самим
работником необходимости в добросовестном и честном труде.
Значительное влияние на работников оказывает и метод поощрения, через
материальное вознаграждение, а также методы принуждения и наказания.
Данные методы всегда должны находиться в арсенале руководства
организации, чья роль в управлении трудовой дисциплиной особенно высока.
Заключение
Я, Фоминых Елизавета Вячеславовна, студентка «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Уральский институт управления – филиал РАНХиГС г. Екатеринбург, проходила преддипломную практику в ООО «ЕВРОХОЛДИНГ» в период с 20 апреля 2020 г. По 20 мая 2020г. Во время прохождения преддипломной практики поставленные цели были достигнуты. Так, в частности, осуществляя деятельность в качестве практикантки выявила содержание профессиональных компетенций работников предприятия, среди которых объединяющим элементом является реализация ПВТР, совместно с руководителем практики мы осуществляли деятельность смотрящих на предприятии, также, помощь в оформление юридической документации, по предложению их потребителей, а также работников ООО «ЕВРОХОЛДИНГ».
Закрепила теоретические знания, ориентировалась и формировала полное представления о своей профессии, приобрела знания о работе с процессуальными и иными документами, приобрела практические навыки самостоятельной работы, выработала умение и применение их в решение конкретных задач.
Частично познакомилась с работниками данного предприятия, и могу утверждать, что они добросовестно и своевременно выполняют свои обязанности.