Подробная запись хода урока

Готовясь к анализу уроков, студенты должны уметь вести запись хода урока. Для этой цели может быть рекомендована следующая схема:

1.         Дата посещения урока.

2.         Школа, класс.

3.         Фамилия учителя.

4.         Тема урока.

5.         Цели урока: 1) дидактическая; 2) воспитательная; 3) развивающая.

6.         Тип урока: 1) изучения нового материала; 2) закрепление знаний умений и навыков; 3) повторительно-обобщающий; 4) контрольный; 5) урок развития речи; 6) урок работы над ошибками.

7.         Оборудование (наглядные пособия, технические средства, оформление и использование классной доски).

8.         Ход урока.

Запись целесообразно вести по такому образцу.

Для того чтобы активно участвовать в анализе урока, необходимо подробно записать ход урока, обращая в равной мере пристальное внимание как на деятельность учителя (преподавание), так и на работу учащихся (учение).    

Таблица 2

  № п/п Содержание урока Замечания и предложения
  1. Проверка письменного домашнего задания. Учитель вызывает к доске ученика Н. и требует, чтобы тот читал из упражнения (называет его номер) предложение за предложением, а остальные учащиеся слушали своего товарища и исправляли замеченные ошибки. Целесообразнее было бы с целью большей активации мыслительной деятельности учащихся провести выборочную проверку письменного домашнего задания (приводится мотивация этого предложения и кратко описываются способы организации указанного вида работы).
  2.   Устный опрос учащихся. Перед классом ставится проблемный вопрос, выдерживается короткая «психологическая пауза» и называется фамилия ученика, намеченного для опроса (присутствующие записывают формулировку вопроса и фамилию ученика).     Устный опрос учащихся организован удачно, учитель хорошо ведет работу по развитию устной речи учащихся, дисциплинирует их внимание, добивается того, чтобы учащиеся хорошо готовились к урокам дома. Однако не всегда тщательно следит за речью учащихся. (В ответе спрашиваемого ученика не раз звучало «г» фрикативное.)  

 

3. Сообщение темы, постановка цели урока…

4. Целенаправленное повторение материала с целью подготовки учащихся к усвоению новых знаний…

5. Создание «проблемной» ситуации…

6. Изучение нового материала…

7. Работа над понятиями, определениями, правилами…

8. Закрепление знаний, умений и навыков…

9. Задание на дом, подведение итогов урока…

 

Контрольные уроки

1. Проведение письменных контрольных работ с использованием нескольких вариантов заданий, включающих ответы на вопросы, различные виды фонетического, словообразовательного, грамматического разбора, стилистическую справку текстов и т.п.

2. Устный опрос отдельных учащихся с предварительной подготовкой по заданию учителя (уплотненный опрос), сочетаемый с выполнением всеми учащимися в целом индивидуальных заданий.

    3. Самостоятельная работа по составлению связных текстов.

 

Уроки развития речи

 

Уроки обучающих изложений

1. Сообщение темы, постановка цели занятий.

2. Краткая беседа об авторе отрывка, предназначенного для изложения.

3. Выразительное чтение отрывка учителем.

4. Работа над содержанием текста (выяснения значения новых слов; составления плана отрывка; пересказ содержания).

5. Языковая подготовка (работа над выразительно- изобразительными средствами языка автора – синонимами, перифразами, эпитетами, метафорами, сравнениями и под.; анализ синтаксико-стилистической основы авторского текста; предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок). Попутное составление «рабочих материалов».

6. Повторное чтение текста учителем или прослушивание грамзаписей текстов, предназначенных для изложений, в использовании известных чтецов, актеров.

7. Подготовка черновика.

8. Написание белового варианта изложения.

Необходимо учитывать, что на подготовительную работу к изложению обычно отводится целый урок. Беловой вариант текста учащимися пишется на втором, сдвоенном уроке, или дальнейшая работа над изложением проводится учащимися дома.

 

Уроки обучающих сочинений.

1. Сообщение учителя о характере работы, постановка цели занятий.

2. Работа над темой и основной мыслью сочинения.

3. Составление плана и «рабочих материалов» на основе использования различных источников: жизненных наблюдений учащихся, материалов литературных произведений, картин художников, театральных спектаклей, кинофильмов, радио- и телепередач.

4. Языковая подготовка (работа над семантикой слов, которые предполагается ввести в тексты; коллективные и индивидуальные поиски учащимися образных слов и выражений, а также синтаксических структур, которые наиболее соответствуют определенному содержанию; поиски средств связи между частями текста; предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок).

5. Составление черновика.

6. Написание белового варианта сочинения.

Подготовка учащихся к обучающему сочинению также занимает целый урок; работа над беловым вариантом сочинения обычно переносится на второй, сдвоенный урок или осуществляется учащимися дома.

 

Уроки работы над ошибками

1. Общая оценка учителем качества выполнения учащимися письменных работ (контрольных диктантов, изложений и сочинений).

2. Разбор достоинств и недостатков текстов ученических изложений и сочинений.

3. Анализ общих для класса орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок.

4. Индивидуализация заданий, даваемых тем учащимся, которыми допущено минимальное количество ошибок в письменных работах, и продолжение коллективной работы над ошибками.

5. Постепенный переход всех учащихся к выполнению индивидуализированных заданий.

6. Индивидуализация заданий, даваемых учащимся на дом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: