Методические рекомендации

К РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

· Определить тему урока и ее объем.

· Познакомиться с научно-лингвистической и методической литературой по данному вопросу, изучить материалы учебника /правила, определения, тексты упражнений/.

· Четко сформулировать образовательную, развивающую и воспитательную цели урока.

· Продумать проверку домашнего задания /спланировать опрос по теоретическому материалу, выбрать способ проверки письменного упражнения: выборочная проверка, взаимопроверка, самопроверка, проверка с помощью консультантов и др./.

· Подобрать 1-2 слова для словарно-орфографической работы, продумать методику ее проведения.

· Продумать, какие методы и приемы будут использованы при объяснении нового материала /слово учителя, беседа, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа и др./. Сформулировать выводы, которые должны последовать после объяснения нового материала и др.

· Спланировать закрепление нового материала /подобрать разные виды упражнений, чтобы они в наибольшей степени способствовали усвоению теоретического материала и развитию речи учащихся/.

· Наметить домашнее задание, при этом иметь в виду, что учитель в некоторых случаях должен дать рекомендации ученикам по выполнению домашней работы.

· Описать подведение итогов урока.

Работа над конспектом урока русского языка

Конспект урока - деловой документ, составляемый по особой форме.

Конспект урока

Составляется по следующей схеме:

1. Тема урока.

2. Цель урока.

3. Ход урока (конспект).

К уроку могут прилагаться: расположение записи на доске, карточки для опроса, перфокарты, таблицы.

 

Общие замечания к составлению конспектов уроков.

Конспект урока - это подробная запись хода урока, передающая  не только его содержание, но и показывающая, как объясняется материал, как проводится его закрепление, т.е. конспект урока отражает не только содержание урока, но по возможности показывает и методику его проведения.

 Описательная часть хода урока возможна в двух видах: в форме прямого обращения к учащимся и в форме записи действий учителя без непосредственного обращения к школьникам. Например:

 

  Откройте тетради, запишите дату. Сегодня мы приступим к изучению Правописания приставок. Я запишу тему урока на доске, А вы в тетрадях.  

Предлагаю учащимся открыть тетради и записать дату. Затем сообщаю тему урока «Правописание приставок», записываю ее на доске, а учащиеся в тетрадях.

В начале первой педпрактики студенты чаще используют  первый вариант записи. Таким конспектом легче пользоваться: не требуется перестройка текста при ведении урока. Но второй вид записи хода урока бывает    более кратким, в меньшей мере сковывает учителя на уроке, предоставляет большую возможность для импровизации. Поэтому по мере приобретения профессиональных умений и навыков (умение формулировать вопросы и задания, проводить отдельные виды работ) студент   использует вторую форму записи хода урока.

Кроме вопросов и заданий, связанных с анализом языковых фактов, в конспекте могут записываться ожидаемые ответы, если студент не уверен, что во время урока сможет их четко сформулировать. Запись ответа целесообразна и в том случае, если точная его формулировка облегчает дальнейший поиск при анализе языковою материала.

При подборе тренировочных упражнений студент должен определить цель каждого упражнения и его соответствие цели урока.

При проведении тренировочных упражнений обычно показывается, как анализируется только первый пример, если в последующую работу не вносятся изменения. Например, проведение предупредительного диктанта на правописание окончаний прилагательных можно записать так.

Читается предложение Серебряным инеем укрыл морозец стройную березку. Учащиеся на слух находят прилагательное и существительное, к которому оно относится, определяют род, число, падеж существительного, вспоминают, какое окончание имеют прилагательные в этом падеже, от существительного к прилагательному ставят вопрос какой? например? Серебряным инеем существительное инееммужского рода, стоит в творительном падеже единственного числа; в этом падеже у прилагательных мужского рода пишется окончание -ым (-им),проверяют вопросом? инеем каким? - серебряным

Диктуется предложение, учащиеся его записывают в тетради.

Так же проводится работа с другими предложениями диктанта. При проверке выполнения упражнения демонстрируется способ проверки тоже на одном примере.

 

Работа над конспектом урока по отдельным

составляющим его частям


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: