Обоснуйте требования к музыкальному сопровождению в детском танцевальном коллективе.
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
- небольшой по объему (от 1,5 минут для младших и до 3 минут для старших);
- умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
- 2-х или 3-х частной (каждая часть музыки контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;
- музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера – «дождик», «ветер качает листики», «зайчик прыгает» и т.д. – для малышей и более сложная по художественному образу, настроению – в соответствии с музыкой – для старших).
|
|
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразны по жанру (плясовые, колыбельные, пени, марши) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.)
Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как:
· Детские песни современных композиторов (Г.Струве, В Шаинского, Б Савельева, ГР. Гладкого и др.)
· Народные мелодии(«Калинка», «Светит месяц» и др.)
· Эстрадные мелодии (пьесы А.Перова из кинофильмов, Музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа и др.)
· Классические произведения: «В пещере горного короля» Э.Грига, «Аквариум» К.Сен-Санса, «Менуэт» Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта, «Итальянская полька» С. Рахманинова и др.
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус. Поэтому так важен строгий отбор музыкальных произведений для занятий ритмикой.
Так программа «Пралеска» рекомендует использование следующего репертуара для музыкально-ритмической деятельности: СМОТРИ ПРОГРАММУ!!!!!!
Небрежное отношение к музыкальному сопровождению, подбор примитивных современных шлягеров или обрывание звучания музыки (если она звучит слишком долго) недопустимо!!! Поскольку в детском возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности и подобная музыка портит художественный вкус ребенка. Музыка – это не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Кроме того, специальный подбор музыки позволяет интегрировать различные задачи художественного воспитания (на занятиях по изо деятельности, развитию речи, обучению игре на инструменте)
|
|
Методика проведения занятия в детском танцевальном коллективе
Структура танцевального занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста общепринятая и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Но такое деление на части относительно. Каждое занятие – это единое целое, где все его части тесно взаимосвязаны друг с другом.
1. Подготовительная часть занятия занимает примерно 5-15 % всего времени занятия и зависит от его задач.
Цель - подготовить организм ребенка к работе:
· разогреть опорно-двигательный аппарат танцующих,
· создать благоприятный эмоциональный настрой,
· сконцентрировать внимание,
· увлечь танцевально-ритмической деятельностью.
В подг. часть занятия могут входить:
ü строевые упражнения,
ü различные виды танцевальных шагов,
ü комплексы обще-развивающих упражнений,
ü игры на внимание,
ü музыкально-подвижные игры небольшой интенсивности,
ü несложные или хорошо изученные танцевально-ритмические композиции.
Начинать подготовительную часть следует со строевых упражнений и игрового момента. Возможны и другие варианты построения занятия, по усмотрению педагога, но с соблюдением основных педагогических принципов: систематичности, постепенности, доступности. Подбирать упражнения и игры, композиции нужно от простого к сложному, от известного к неизвестному.
2. Основная часть длится большую часть времени и составляет примерно 70-90% его общего времени.
В этой части решаются основные задачи, происходит формирование двигательных навыков, идет основная работа над развитием силы мышц, ловкости, выносливости, быстроты и координации движений, умений ориентироваться в пространстве и др.
В основную часть могут входить любые виды танцевально-ритмической деятельности в зависимости от темы и целей занятия.
3. Заключительная часть занятия длится примерно 5% от общего времени и может быть увеличена, если в основной части занятия присутствовала интенсивная физическая нагрузка. Это позволит плавно снизить нагрузку, постепенно переведя воспитанников от возбужденного состояния к более спокойному.
В заключительной части можно использовать:
ü упражнения на расслабление мышц,
ü восстановление дыхания,
ü укрепление осанки.
Если занятие было направлено на разучивание нового материала и требовало от детей предельной концентрации внимания, то нужно провести музыкально-подвижную игру малой интенсивности или повторить полюбившуюся танцевально-ритмическую композицию, что позволит дать детям эмоциональную разрядку.
Основные выразительные средства хореографического искусства.
Танцы и танцевальные упражнения – одно из наиболее эмоциональных и доступных видов двигательной деятельности в комплексе музыкально-ритмического воспитания. Оно способствует формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, выносливости, скоростно-силовых качеств, содействует воспитанию коллективизма, развивает эстетические чувства. Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально-организованные движения. Особенность исполнения танца в том, что содержание любого эмоционального состояния музыкального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Являясь искусством зрелищным, танец основан на зрелищном воспроизведении пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Он своими специфическими пластическими средствами создает конкретное сценическое действие.
|
|
Содержание танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств. К выразительным средствам танцевального искусства относятся:
v Лексика танца;
v Танцевальный рисунок.
Хореографическая лексика - язык танца, его основные движения, положения тела, различные жесты. Как писал Л.С,Выготский: «Все то, что совершает искусство, оно совершается в нашем теле и через наше тело».
Лексика бывает:
1. Основная танцевальная
2. Действенная
3. Подражательная
4. Ассоциативная
1. Основная хореографическая лексика используется в постановке танцевального номера в зависимости от его жанровой направленности, характера исполнения танца.
· Самой сложной считается лексика классического танца, которая требует большой точности и академизма исполнения. Она основана на пластике и завершенности форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биохимическом процессе выворотности ног и мягкости, округлости рук при собранности всего корпуса. Овладение элементами классического танца подобно овладению клавиатурой состоящей из нот. Эта лексика воспитывает грацию (совершенство пластической формы движений), изящество (отточенность и изысканность формы), элегантность (благородство и завершенность стиля). Она наиболее правильно и гармонично развивает тело, способствует исправлению некоторых данных (недостатков), поддерживает и совершенствует форму тела. Азбукой танцевальной лексики классического танца является экзерсис – постоянная и последовательная тренировка, которая способствует развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности исполнительской техники. Лексика классического танца используется при постановке классического танца (номеров) в детских балетных студиях, имеющих определенную степень подготовки. Отдельные элементы классического танца включаются в работу с детьми любой возрастной группы.
|
|
· Лексика народного танца выражает национальные особенности народа, которые зависят от природно-климатических условий жизни, жизненного уклада народа, его нравов, морали, этики. Она исполняется в определенной манере, что дает основные понятия о характере народности. Лексика народного танца помогает развитию танцевальности, артистизма, стилистики исполнения. Она очень разнообразна и часто дополняется мимикой, жестами. Используется при постановке народного танца. Изучение элементов народной лексики начинается в детском саду.
Так в соответствии с программой «Пралеска» дети средней группы должны овладеть техникой исполнения «притопов» (3 притопа вправо, влево, на месте, 2 шага и 3 притопа), «топотушек» (на месте, в движении, вправо, влево), «ковырялочки» (прямо, вправо, влево), хороводного шага (тройного, переменного), кружения с припаданиями, кружения прыжками в присяде, пружинистого шага, присядки, «ковырялочкой» на подскоке и тремя притопами; а в старшей группе совершенствуют технику исполнения ранее изученных элементов и изучают новые: «ковырялочка» на подскоке, присядка с выставлением поочередно ног на пятку, 3 притопа и подскок, подскок и 3 притопа, шаг «веревочка», «гармошка», «падебаск», присядка с прыжком и поочередным выставлением ног на пятку, на носок вперед, в сторону, 2 подскока и 3 притопа.
· К основам танцевальной лексики можно также отнести элементы спортивно-бального танца, современного, ритмической гимнастики.
2. Действенная лексика помогает строить танец и рассказывает о каком-то конкретном действии. Имея условный, обобщенный характер она как бы отвечает на вопрос «Что делает танцор?». В танце она чаще всего отражает определенный трудовой процесс. Использование такой лексики упрощает восприятие танцевального номера и зрителем и исполнителем. Эту лексику руководитель кружка ритмики в ДУ использует при постановке бел.нар.танца «Бульба» с детьми старшей группы.
3. Изобразительно-подражательная лексика используется при постановке танцевальных номеров для детей всех возрастов. Элементы этой лексики передают движения и жесты при помощи подражания, что помогает создать художественный образ. Это могут быть повадки животных(Зайчики, лошадки, петушки и т.д.), характерные для определенного человека движения (Чарли Чаплин, Майкл Джексон).
Такая лексика используется при постановке характерных танцев и небольших массовых этюдов на музыкально-ритмических занятиях. Она является основной в работе с детьми дошкольного возраста. Так уже в группе «Малыши» детей нужно побуждать передавать под музыку характерные движения художественно-игровых образов (мишка идет, зайчик прыгает, кукла танцует, стрекоза летит и т.д.)
4. Ассоциативная лексика наделяет образы определенными качествами, которые художественно обобщаются в конкретных символах, создается пластическая характеристика образа. Особое положение рук, корпуса.
Так в танце «Чарот» образ девушек по их покачиванию создает впечатление дуновения ветра и характер колебания камыша.
В постановке детских танцевальных номеров хореографическая лексика используется в комплексе, что позволяет создать более конкретный образ. Владение всеми видами лексики дает толчек к развитию творчества.
_________________________________
Раскрыть художественный образ в танцевальной постановке помогает композиционный рисунок. Это выразительное средство хореографии дает объемное восприятие музыкального образа.
Композиционный рисунок может быть:
Ø Статичным (весь смысл танца, его идея решается лексикой);
Ø Динамичным (завораживает зрителя своими замысловатыми перестроениями).
Рисунок в танце рождается и развивается по законам драматургии, вытекая из простого в более сложный. Он может быть построен на контрастности – одном из активных средств выразительности, может использовать принцип лейтмотива – повтора композиционного рисунка. В народных танцах рисунок чаще всего носит орнаментальный характер, раскрывая национальный колорит постановки.
Использование рисунков на музыкальных занятиях и занятиях ритмики дает возможность:
работать над развитием у детей свободной, непринужденной и в то же время сознательной способностью распределять движения во времени и пространстве в полном соответствии с поставленной задачей,
воспитывать внимание,
развивать координацию движений.
В основном это простые одноплановые перестроения:
Линия колонна змейка круг диагональ
Так уже в группе «почемучки» дети должны овладеть навыком сужения и расширения круга с различными танцевальными движениями – топотушками, пружинистым шагом, боковым галопом и др.
Самый сложный композиционный рисунок с разнообразными взаимопереплетениями используется при работе над сценическими вариантами танцевальных постановок. Особенно это касается хороводных танцев, где лексика не является основным выразительным средством.
Это могут быть различные обводки, обходы, кружения в парах, «ручейки», многоплановые круги, «звездочки», «восьмерки», «улитки».
Круги «звездочка» «ручеек» «улитка»