Основные выразительные средства хореографического искусства

Обоснуйте требования к музыкальному сопровождению в детском танцевальном коллективе.

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

- небольшой по объему (от 1,5 минут для младших и до 3 минут для старших);

- умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

- 2-х или 3-х частной (каждая часть музыки контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

- музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера – «дождик», «ветер качает листики», «зайчик прыгает» и т.д. – для малышей и более сложная по художественному образу, настроению – в соответствии с музыкой – для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразны по жанру (плясовые, колыбельные, пени, марши) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.)

Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как:

· Детские песни современных композиторов (Г.Струве, В Шаинского, Б Савельева, ГР. Гладкого и др.)

· Народные мелодии(«Калинка», «Светит месяц» и др.)

· Эстрадные мелодии (пьесы А.Перова из кинофильмов, Музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа и др.)

· Классические произведения: «В пещере горного короля» Э.Грига, «Аквариум» К.Сен-Санса, «Менуэт» Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта, «Итальянская полька» С. Рахманинова и др.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус. Поэтому так важен строгий отбор музыкальных произведений для занятий ритмикой.

Так программа «Пралеска» рекомендует использование следующего репертуара для музыкально-ритмической деятельности: СМОТРИ ПРОГРАММУ!!!!!!

Небрежное отношение к музыкальному сопровождению, подбор примитивных современных шлягеров или обрывание звучания музыки (если она звучит слишком долго) недопустимо!!! Поскольку в детском возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности и подобная музыка портит художественный вкус ребенка. Музыка – это не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Кроме того, специальный подбор музыки позволяет интегрировать различные задачи художественного воспитания (на занятиях по изо деятельности, развитию речи, обучению игре на инструменте)

Методика проведения занятия в детском танцевальном коллективе

Структура танцевального занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста общепринятая и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Но такое деление на части относительно. Каждое занятие – это единое целое, где все его части тесно взаимосвязаны друг с другом.

 

1. Подготовительная часть занятия занимает примерно 5-15 % всего времени занятия и зависит от его задач.

Цель - подготовить организм ребенка к работе:

· разогреть опорно-двигательный аппарат танцующих,

· создать благоприятный эмоциональный настрой,

· сконцентрировать внимание,

· увлечь танцевально-ритмической деятельностью.

В подг. часть занятия могут входить:

ü строевые упражнения,

ü различные виды танцевальных шагов,

ü  комплексы обще-развивающих упражнений,

ü игры на внимание,

ü музыкально-подвижные игры небольшой интенсивности,

ü несложные или хорошо изученные танцевально-ритмические композиции.

Начинать подготовительную часть следует со строевых упражнений и игрового момента. Возможны и другие варианты построения занятия, по усмотрению педагога, но с соблюдением основных педагогических принципов: систематичности, постепенности, доступности. Подбирать упражнения и игры, композиции нужно от простого к сложному, от известного к неизвестному.

2. Основная часть длится большую часть времени и составляет примерно 70-90% его общего времени.

В этой части решаются основные задачи, происходит формирование двигательных навыков, идет основная работа над развитием силы мышц, ловкости, выносливости, быстроты и координации движений, умений ориентироваться в пространстве и др.

В основную часть могут входить любые виды танцевально-ритмической деятельности в зависимости от темы и целей занятия.

3. Заключительная часть занятия длится примерно 5% от общего времени и может быть увеличена, если в основной части занятия присутствовала интенсивная физическая нагрузка. Это позволит плавно снизить нагрузку, постепенно переведя воспитанников от возбужденного состояния к более спокойному.

В заключительной части можно использовать:

ü упражнения на расслабление мышц,

ü восстановление дыхания,

ü укрепление осанки.

Если занятие было направлено на разучивание нового материала и требовало от детей предельной концентрации внимания, то нужно провести музыкально-подвижную игру малой интенсивности или повторить полюбившуюся танцевально-ритмическую композицию, что позволит дать детям эмоциональную разрядку.

Основные выразительные средства хореографического искусства.

Танцы и танцевальные упражнения – одно из наиболее эмоциональных и доступных видов двигательной деятельности в комплексе музыкально-ритмического воспитания. Оно способствует формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, выносливости, скоростно-силовых качеств, содействует воспитанию коллективизма, развивает эстетические чувства. Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально-организованные движения. Особенность исполнения танца в том, что содержание любого эмоционального состояния музыкального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Являясь искусством зрелищным, танец основан на зрелищном воспроизведении пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Он своими специфическими пластическими средствами создает конкретное сценическое действие.

Содержание танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств. К выразительным средствам танцевального искусства относятся:

v Лексика танца;

v Танцевальный рисунок.

Хореографическая лексика - язык танца, его основные движения, положения тела, различные жесты. Как писал Л.С,Выготский: «Все то, что совершает искусство, оно совершается в нашем теле и через наше тело».

Лексика бывает:

1. Основная танцевальная

2. Действенная

3. Подражательная

4. Ассоциативная

 

1. Основная хореографическая лексика используется в постановке танцевального номера в зависимости от его жанровой направленности, характера исполнения танца.

· Самой сложной считается лексика классического танца, которая требует большой точности и академизма исполнения. Она основана на пластике и завершенности форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биохимическом процессе выворотности ног и мягкости, округлости рук при собранности всего корпуса. Овладение элементами классического танца подобно овладению клавиатурой состоящей из нот. Эта лексика воспитывает грацию (совершенство пластической формы движений), изящество (отточенность и изысканность формы), элегантность (благородство и завершенность стиля). Она наиболее правильно и гармонично развивает тело, способствует исправлению некоторых данных (недостатков), поддерживает и совершенствует форму тела. Азбукой танцевальной лексики классического танца является экзерсис – постоянная и последовательная тренировка, которая способствует развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности исполнительской техники. Лексика классического танца используется при постановке классического танца (номеров) в детских балетных студиях, имеющих определенную степень подготовки. Отдельные элементы классического танца включаются в работу с детьми любой возрастной группы.

· Лексика народного танца выражает национальные особенности народа, которые зависят от природно-климатических условий жизни, жизненного уклада народа, его нравов, морали, этики. Она исполняется в определенной манере, что дает основные понятия о характере народности. Лексика народного танца помогает развитию танцевальности, артистизма, стилистики исполнения. Она очень разнообразна и часто дополняется мимикой, жестами. Используется при постановке народного танца. Изучение элементов народной лексики начинается в детском саду.

Так в соответствии с программой «Пралеска» дети средней группы должны овладеть техникой исполнения «притопов» (3 притопа вправо, влево, на месте, 2 шага и 3 притопа), «топотушек» (на месте, в движении, вправо, влево), «ковырялочки» (прямо, вправо, влево), хороводного шага (тройного, переменного), кружения с припаданиями, кружения прыжками в присяде, пружинистого шага, присядки, «ковырялочкой» на подскоке и тремя притопами; а в старшей группе совершенствуют технику исполнения ранее изученных элементов и изучают новые: «ковырялочка» на подскоке, присядка с выставлением поочередно ног на пятку, 3 притопа и подскок, подскок и 3 притопа, шаг «веревочка», «гармошка», «падебаск», присядка с прыжком и поочередным выставлением ног на пятку, на носок вперед, в сторону, 2 подскока и 3 притопа.

· К основам танцевальной лексики можно также отнести элементы спортивно-бального танца, современного, ритмической гимнастики.

2. Действенная лексика помогает строить танец и рассказывает о каком-то конкретном действии. Имея условный, обобщенный характер она как бы отвечает на вопрос «Что делает танцор?». В танце она чаще всего отражает определенный трудовой процесс. Использование такой лексики упрощает восприятие танцевального номера и зрителем и исполнителем. Эту лексику руководитель кружка ритмики в ДУ использует при постановке бел.нар.танца «Бульба» с детьми старшей группы.

3. Изобразительно-подражательная лексика используется при постановке танцевальных номеров для детей всех возрастов. Элементы этой лексики передают движения и жесты при помощи подражания, что помогает создать художественный образ. Это могут быть повадки животных(Зайчики, лошадки, петушки и т.д.), характерные для определенного человека движения (Чарли Чаплин, Майкл Джексон).

Такая лексика используется при постановке характерных танцев и небольших массовых этюдов на музыкально-ритмических занятиях. Она является основной в работе с детьми дошкольного возраста. Так уже в группе «Малыши» детей нужно побуждать передавать под музыку характерные движения художественно-игровых образов (мишка идет, зайчик прыгает, кукла танцует, стрекоза летит и т.д.)

4. Ассоциативная лексика наделяет образы определенными качествами, которые художественно обобщаются в конкретных символах, создается пластическая характеристика образа. Особое положение рук, корпуса.

Так в танце «Чарот» образ девушек по их покачиванию создает впечатление дуновения ветра и характер колебания камыша.

В постановке детских танцевальных номеров хореографическая лексика используется в комплексе, что позволяет создать более конкретный образ. Владение всеми видами лексики дает толчек к развитию творчества.

_________________________________

Раскрыть художественный образ в танцевальной постановке помогает композиционный рисунок. Это выразительное средство хореографии дает объемное восприятие музыкального образа.

Композиционный рисунок может быть:

Ø Статичным (весь смысл танца, его идея решается лексикой);

Ø Динамичным (завораживает зрителя своими замысловатыми перестроениями).

Рисунок в танце рождается и развивается по законам драматургии, вытекая из простого в более сложный. Он может быть построен на контрастности – одном из активных средств выразительности, может использовать принцип лейтмотива – повтора композиционного рисунка. В народных танцах рисунок чаще всего носит орнаментальный характер, раскрывая национальный колорит постановки.

Использование рисунков на музыкальных занятиях и занятиях ритмики дает возможность:

работать над развитием у детей свободной, непринужденной и в то же время сознательной способностью распределять движения во времени и пространстве в полном соответствии с поставленной задачей,

воспитывать внимание,

развивать координацию движений.

В основном это простые одноплановые перестроения:

 

         

 

     Линия            колонна                    змейка               круг                    диагональ

 

Так уже в группе «почемучки» дети должны овладеть навыком сужения и расширения круга с различными танцевальными движениями – топотушками, пружинистым шагом, боковым галопом и др.

Самый сложный композиционный рисунок с разнообразными взаимопереплетениями используется при работе над сценическими вариантами танцевальных постановок. Особенно это касается хороводных танцев, где лексика не является основным выразительным средством.

Это могут быть различные обводки, обходы, кружения в парах, «ручейки», многоплановые круги, «звездочки», «восьмерки», «улитки».

 

       

 

    Круги                  «звездочка»                  «ручеек»                       «улитка»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: