Основные направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь

 

Результатом осмысления нынешних и прогнозируемых проблем в пенсионном обеспечении явилась постановка следующих задач, решение которых необходимо как для повышения эффективности пенсионной системы на нынешнем этапе, так и для обеспечения ее справедливости, эффективности и финансовой стабильности в будущем:

) адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

) приведение уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума пенсионера, а в перспективе - минимальным потребительским бюджетом пенсионера;

) последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп застрахованных за счет других (пенсия должна быть отражением финансового вклада в пенсионную систему вне зависимости от того, кем и где застрахованный работал);

) рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;

) введение механизмов, стимулирующих «зарабатывание» пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения.

Пенсионную систему предполагается построить на основе 3 уровней: Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не получают пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования [12].

Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование, когда выплата пенсий обеспечивается за счет текущих страховых взносов. Третий уровень - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение - будет формироваться на накопительных принципах.

Ведущая роль в организации пенсионной системы отводится государственному обязательному пенсионному страхованию. Учитывая, что интересы социальной стабильности диктуют весьма осторожный подход к кардинальным реформам в области пенсионного обеспечения, в республике был избран достаточно «мягкий» вариант преобразований пенсионной системы, с ориентацией на сохранение пенсионных прав, приобретенных по действующей системе.

В рамках реформирования пенсионной системы постепенно необходимо решить ряд задач стратегического порядка, таких как: проблема возрастных критериев выхода на пенсию, урегулирование вопросов досрочного пенсионного обеспечения, выплаты пенсии в период работы, паритетного участия нанимателей и работников в финансировании пенсионной системы и других.

В ситуации, когда активное население не смогло и в ближайшее время уже не в состоянии воспроизвести себе замену, сочетание относительно низкого пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин, а за счет многочисленных оснований для досрочного выхода на пенсию средний возраст выхода на пенсию фактически составляет 58 лет 10 месяцев для мужчин и 53 года 11 месяцев для женщин), высокого ожидаемого периода выплаты пенсии (14,2 года для мужчин, 23,4 года для женщин) и медленного экономического роста уже в самое ближайшее время проблема возрастных критериев выхода на пенсию может еще больше обострить ситуацию в пенсионном обеспечением в нашем государстве [7].

Представляется, что в целях снижения ожидаемого роста иждивенческой нагрузки трудоспособного населения пожилыми, упреждения снижения уровня жизни как работающих, так и пенсионеров, государство будет вынуждено подготовить программу поэтапной корректировки возрастных критериев выхода на пенсию, в которой бы учитывались экономические, демографические факторы и, в особенности, положение на рынке труда, дабы не нарушить рынок рабочей силы. Очень важно, чтобы необходимость введения этой меры была осознана в нашем обществе и принята им. Сглаживанию негативных последствий способствовало бы объявление об этом за несколько лет.

В текущий период в качестве временной альтернативы программе постепенного повышения пенсионного возраста отдано предпочтение стимулированию добровольного выхода на пенсию в возрасте, превышающем общеустановленный, в сочетании с соответствующим увеличением размера пенсии. Действующая с 1 сентября 1998 года норма в Законе «О пенсионном обеспечении» предусматривает повышение пенсии на 1% заработка за каждые два месяца работы в пенсионном возрасте без получения пенсии, или на 6% заработка за год такой работы (для сравнения: один год в до пенсионном возрасте «оценивается» в 1% заработка). Привлекательным в этой идее «гибкого» пенсионного возраста является то, что, не затрагивая гарантии в пенсионном обеспечении, гражданам предоставляется право самостоятельно сделать выбор: получать пенсию раньше, но меньшего размера, либо более высокую, но позднее.

Нынешнее пенсионное законодательство предусматривает более 20 оснований для назначения пенсии на 5-10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Система досрочных пенсий выступает, скорее, в качестве скрытой компенсации заниженного уровня заработной платы и используется для привлечения кадров к работе в неблагоприятных условиях труда. На протяжении последних лет удельный вес досрочных пенсий в числе вновь назначаемых пенсий по возрасту уже составляет около 23%. Это в два раза больше, чем в 1990 году. Эти показатели могли быть значительно выше, однако с 1992 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда увязывается с результатами аттестации рабочего места о состоянии условий труда на конкретном рабочем месте, что в определенной степени препятствует назначению досрочных пенсии тем работникам, кто фактически не занят в условиях труда, с которыми связано предоставление права выхода на пенсию ранее достижения пенсионного возраста.

Установление досрочных пенсий многим группам работников - это большая дополнительная нагрузка на пенсионную систему, поскольку у нас отсутствует механизм возмещения повышенных расходов, связанных с досрочным пенсионированием, как со стороны нанимателя, так и со стороны самих работников, получающих эти досрочные пенсии. Действует одинаковый тариф страховых взносов, а на пенсию одни уходят в 60 (55) лет, а другие на 5-10 лет ранее и в результате первые «содержат» последних эти 5-10 лет. Это приводит к снижению общего уровня пенсионного обеспечения. Однако, несмотря на это, периодически предпринимаются попытки расширить возможности выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста, в том числе без учета результатов аттестации рабочих мест. Проблема упорядочения льготных пенсий должна решаться постепенно, причем с сохранением ранее приобретенных прав. Пути ее решения могут быть самыми разными. Практически нет разногласий в том, что пенсионное обеспечение работников с особыми условиями труда необходимо поэтапно перенести в отраслевые или профессиональные пенсионные системы, которые заменят общую систему государственного пенсионного страхования в период до достижения работниками общего пенсионного возраста. Введение отраслевого (профессионального) досрочного пенсионного обеспечения (по результатам аттестации рабочих мест) целесообразно для работников отдельных отраслей (профессий). Финансирование выплаты таких досрочных пенсий предлагается осуществлять за счет собственных средств отраслевых пенсионных фондов, аккумулирующих страховые взносы нанимателей на досрочные пенсии [7].

Государственное досрочное пенсионное обеспечение рационально сохранить только за теми работниками, которые заняты в сфере деятельности, где опасные уровни профессиональных рисков не могут быть устранены техническими средствами, по результатам аттестации рабочих мест. Выплату таких пенсий представляется целесообразным осуществлять из средств Фонда социальной защиты населения за счет обязательных текущих страховых взносов нанимателей, компенсирующих расходы на выплату указанных пенсий.

Формирование, законодательное закрепление и реализация схемы выведения из общей пенсионной системы досрочных профессиональных пенсий требует тщательной проработки и времени, привлечения специалистов различных областей знаний, и в первую очередь в области банковской деятельности, финансов, инвестиций, страхования, налогообложения и т.д.

Необходимо изменить подходы к вопросам выплаты пенсий в период работы (сегодня это касается почти 16% пенсионеров). До недавнего времени действовал порядок, при котором работающим пенсионерам пенсия выплачивалась полностью, и всякие попытки его изменить встречали сопротивление работников пожилого возраста. Они вполне обоснованно утверждали, что для них продолжение работы является жизненной необходимостью, обусловленной низким уровнем пенсионного обеспечения. Однако такое положение обостренно воспринималось и другой частью пенсионеров, которые уже не могли работать.

 



Заключение

 

Пенсионные системы оказывают серьезное влияние на государственную экономику и развитие всего общества в целом. Первая, организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году.

В современном мире любая пенсионная система - это система социальной взаимопомощи. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им. Таким образом, в центре пенсионной системы, как правило, находится трудовая пенсия, выполняющая функцию переноса дохода людей из трудоспособного этапа жизни на период, когда человек теряет способность к труду.

Существуют два основных механизма финансирования трудовой пенсии. Перераспределительный механизм основывается на принципе солидарности поколений, что означает осуществление расходов на выплату пенсий действующим пенсионерам за счёт занятого населения, предполагая, что ныне трудоспособные граждане смогут в будущем рассчитывать на трудовые пенсии, оплачиваемые из доходов следующего поколения трудящихся. Накопительный механизм финансирования пенсии предполагает создание в течение трудоспособного периода жизни человека сбережений, впоследствии использующихся для выплаты пенсий в пользу данного лица.

Основным государственным органом пенсионного обеспечения в Республике Беларусь является Главное управление пенсионного обеспечения (начальник Мурашкевич Н.В.), входящее в Министерство по труду и социальной защите.

Основные задачи Главного управления пенсионного обеспечения:

разработка предложений об основных направлениях и приоритетах государственной политики в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

реализация государственной политики в области государственного пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

разработка предложений по совершенствованию законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании и др.

В Республике Беларусь система социального обеспечения представляет собой достаточно разветвленную сеть и охватывает практически всех нетрудоспособных и трудоспособных лиц посредством государственного социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной помощи различных видов и форм. Наибольший удельный вес в этой системе занимает пенсионное обеспечение, которое играет ключевую роль в материальном обеспечении старшего поколения и инвалидов.

Проблема пенсионного обеспечения в Республике Беларусь была актуальна всегда. Так, на сегодняшний день более 500 тыс. человек, а это около четверти белорусских пенсионеров продолжают свою трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста. Это происходит в связи с тем, что сумма, которая заменит им прежнюю зарплату заставляет задуматься.

Существующую в Беларуси пенсионную систему «Работающий Платит за Пенсионера» называют солидарной. На самом деле она имеет встроенный механизм создания конфликтов между поколениями. Пока что пенсионная система, хоть и с известными трудностями, но справляется со своими задачами. Одна со временем выполнять взятые на себя обязательства ей будет всё сложнее. То, что преобразования нужны, очевидно.

В рамках реформирования пенсионной системы постепенно необходимо решить ряд задач стратегического порядка, таких как: проблема возрастных критериев выхода на пенсию, урегулирование вопросов досрочного пенсионного обеспечения, выплаты пенсии в период работы, паритетного участия нанимателей и работников в финансировании пенсионной системы и других.

Одним из путей совершенствования системы пенсионного страхования является переход к системе, которая бы включала накопительный частный компонент с установленными взносами и не была бы на 100% распределительной государственной системой с установленными выплатами. Такая система предполагает создание 3 уровней:

- обязательный государственный уровень, который обеспечивает перераспределение;

- обязательный частный накопительный уровень, обеспечивающий сбережения;

добровольный уровень для тех, кто заинтересован в большей защите, чем могут дать два этих уровня.

Следует отметить, что на данный момент уже реализован ряд важных решений в пенсионной системе Республики Беларусь.

 



Список источников

пенсионный социальный защита экономика

1. Беларуси не избежать пенсионной реформы - [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://n1.by/news/2011/11/13/200479.html - Дата доступа: 15.01.2012.

. Бичик, С.В. Основы экономической теории / С.В. Бичик. - Мн.: «Университетское», 2010. - 529 с.

3. Бохан, В.Ф. Пенсионное законодательство РБ. Сборник нормативных правовых актов / В.Ф. Бохан. - Минск: Дикта, 2012. - 431 с.

4. Головачев, А.С. Макроэкономика: учебное пособие / А.С. Головачев, И.В. Головачева. - 2-е стер. изд. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 256 с.

5. Горелова, Н.А. Экономика труда / Н.А. Горелова. - Санкт-Петербург: 2007. - 208c.

6. Мильяненко, В.В. Реформа белорусской пенсионной системы: меняется форма, меняется содержание / В.В. Мильяненко // Экономика, финансы, управление. - 2011. - №3. - C. 59-65.

. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie>. Дата доступа: 18.01.2014.

8. Муталимов, М.Г. Экономическая теория: Вводный курс. Учебное пособие / М.Г. Муталимов. - Мн.: БГЭУ, 2007.

. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII (с изменениями и дополнениями) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. О профессиональном пенсионном страховании: Закон Респ. Беларусь от 5 янв. 2008 г. №322-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: учебное пособие / Ю.М. Остапенко. - 2-е изд. - Москва: Инфра-М, 2007. - 272 с.

12. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.: официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://government.gov.by/public/shared/rus/docs/prog_2011_2015_project.pdf>. Дата доступа: 15. 11. 2013.

. Скоробогатый, Э.И. Будущее за накопительной системой пенсионного обеспечения / Э.И. Скоробогатый, М.К. Воробьев // Отдел кадров. - 2011. - №6. - C. 56-58.

. Социально-экономическое положение Республики Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2013. - 214 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: