Формы и методы социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями

Потребность семьи, воспитывающей ребенка-инвалида в получении различного рода помощи (медицинской, социально-педагогической, психологической, юридической и др.) велика. Это обусловлено рядом причин:

- родители тяжело переживают наличие физического или интеллектуального дефекта у ребенка;

- родители (большинство, по крайней мере,) не могут правильно оценить реальные возможности своего ребенка и в связи с этим объем и направления квалифицированной помощи;

- возможное отрицание диагноза и, как следствие, - отказ от помощи;

- изменение ролей членов семьи (мать, принимая на себя все заботы, принимает и решения за ребенка, других членов семьи, становится лидером);

- высокая степень зависимости ребенка от взрослых членов семьи;

- недостаток (и, как следствие, отсутствие навыков общения или отсутствия внешних социальных взаимодействий ребенка) наличие элементов аутизма у ребенка и др.

Оказание помощи таким семьям должно быть комплексным и вестись по следующим направлениям;

а) информационное. Информирование родителей о заболевании, его причинах, последствиях и возможностях ребенка (создание клубов родителей, выпуск информационных бюллетеней, индивидуальное консультирование);

б) помощь в поиске источников поддержки семьи (материальной, социальной, медицинской, правовой, образовательной, духовной);

в) помощь в выборе, определении семьей стратегии и тактики коррекционной работы, осознании своих скрытых резервов;

г) социально-психологическая поддержка¸помощь в формировании правильного восприятия заболевания, дефекта ребенка. Необходимо учить родителей воспринимать ребенка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями; помочь родителям составить образовательную программу для такого ребенка;

д) педагогическая помощь (в выборе методов, стилей воспитания). Особая сложность  имеется в семьях, где есть здоровые дети и дети с ОПФР. В этом случае нужны специальные подходы в воспитании нормального, позитивного отношения здоровых детей к своим братьям и сестрам, имеющим какие-либо нарушения (это отношение зависит от установок родителей.

Традиционно оказание помощи детям этой категории во всех странах, осуществлялось в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, как правило, интернатного типа. Однако в последние десятилетия стало очевидно, что это приводит к постепенному усилению сегрегации и изоляции детей с ограниченными возможностями в обществе. Кроме того, крайне негативные последствия для их социализации имеет то обстоятельство, что они в основном проживают вне семьи, и она практически не участвует в их воспитании. При этом большинство родителей занимает иждивенческую позицию, целиком полагаясь на профессионализм врачей и педагогов, снимая с себя какую бы то ни было ответственность за состояние и социальные перспективы ребёнка. Примерно с середины 1970-х годов наметились и стали получать все большее распространение новые подходы в отношении людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, которые выражаются понятием «интеграция». Суть этих подходов заключается в том, что инвалиды не являются социально обособленными и изолированными членами общества, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. Они проявляются в создании специализированных реабилитационных центров по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьями. В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля: медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности. Главная цель социально-педагогической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида, повышать ее ситуационно-ролевую  адаптированность.

Под социально-ролевой адаптированностью семьи понимается способность членов семьи овладеть новыми поведенческими ролями в новой, неблагоприятной, ситуации. Уровень социально-ролевой адаптации семьи характеризуется тремя основными показателями: отношением к ребенку; реабилитационной активностью семьи; реабилитационной культурой семьи.

Отношение к ребенку – одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе реабилитации ребенка. Отношение может быть деструктивным или конструктивным.

Семьи, демонстрирующие конструктивное отношение к проблеме ребенка, не углубляются в переживание случившегося, а пытаются изменить ситуацию и свое отношение к ней. Врожденный или приобретенный порок они не рассматривают как ограничение возможности личностного развития ребенка. Главная цель в таких семьях – поиск путей компенсации имеющихся нарушений, развитие способностей ребенка, терпение и поддержка в любом начинании.

Деструктивное отношение проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней. Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий и даже препятствуют оздоровлению ребенка. Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь. Зацикливание на инвалидности ребенка выражается в различных невротических проявлениях у членов семьи: тревожность, низкая самооценка, чувство вины и т.д., которые со временем передаются ребенку. Деструктивное отношение к ребенку может выражаться также в негативизме, т. е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращению, или скрытом, проявляющемся в эмоциональном отчуждении.

Под реабилитационной активностью семьи понимаются все усилия ее членов, направленные на оздоровление, развитие, социализацию ребенка. Реабилитационная активность семьи включает в себя:

1) активность в поиске источников медицинской помощи, своевременность, последовательность и тщательность в выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениями;

2) активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками;

3) собственно социальная активность семьи, т.е. ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и моральной (например, через образование групп самопомощи), стремление семьи разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Реабилитационная активность семьи может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Семьи с высокой реабилитационной активностью целеустремленны, последовательны, предприимчивы и настойчивы в своих действиях. Они готовы находить и использовать все возможности для улучшения положения. Активность проявляется по трем вышеперечисленным направлениям. Высокая активность – непременное условие своевременного и успешного решения реабилитационных задач.

Семьи со средней реабилитационной активностью непоследовательны, малоинициативны, у них отсутствует всесторонность усилий, начатое не доводится до конца. Семьи с низкой активностью занимают позицию жертвы, процесс реабилитации протекает медленно, с большими перерывами, характерно оттягивание ответственных действий: предстоящей операции, поступления ребенка в детский коллектив и др. Такие семьи способны справиться с задачами реабилитации только при условии постоянного давления и контроля извне.

Повышая реабилитационную культуру и реабилитационную активность семьи, изменяя отношение к ребенку, социальный педагог тем самым способствует росту адаптивных возможностей актуализации внутренних ресурсов семьи, а значит и решении имеющихся у нее проблем, профилактике кризисных ситуаций.

В работе с семьей ребенка-инвалида могут быть использованы различные технологические модели взаимодействия. Модель взаимодействия с клиентом – это алгоритм работы, характеризующийся определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи.

С точки зрения продолжительности выделяют краткосрочные и долгосрочные модели взаимодействия. К краткосрочным моделям относятся кризисинтервентная и проблемно-ориентированная модели. Кризисинтервентная модель работы с клиентом предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации. Вмешательство специалистов в этот момент является очень эффективным. Это объясняется тем, что в период осознания и прояснения кризисной ситуации люди особенно чувствительны к помощи. Привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и человек становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период часто может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а внимание фокусируется на масштабах дезадаптациии имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внешние формы помощи, так и внутренние ресурсы клиента. Помощь считается успешной, если констатируется снижение тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, полезные и в будущем.

В зарубежной практике вмешательство в кризисную ситуацию является общепризнанной моделью оказания помощи индивиду или группе. Эта модель считается надежной формой первичного вмешательства при работе с клиентами, находящимися в ситуации стресса, например семья в первые дни после рождения ребенка с тяжелой патологией. Задача педагога социального – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льготах; выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывавшими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации. При такой организации помощи не исключается, что отдельным семьям понадобится более глубокое психотерапевтическое воздействие, но вероятность этого снижается. Вмешательство в кризисную ситуацию обычно является первой ступенью взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

На дальнейших стадиях реабилитации ребенка находит применение проблемно-ориентированная модель взаимодействия. Проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится, как и кризисинтервентная, к краткосрочным технологиям работы, продолжительность которых не превышает четырех месяцев. Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных клиентом: в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознал клиент и над которой он готов работать. Особенности диагностического этапа в рамках этой модели заключаются в том, что специалист сосредоточивает внимание не столько на внутренних особенностях индивида (группы), сколько на ситуации, породившей проблему; совместно с подопечным формулирует конкретные, достижимые цели, например, найти источник материальной помощи для оплаты лечения; наладить контакты ребенка с отцом и др.

Проблемно-ориентированная модель предписывает совместное решение проблемы. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей клиента в решении его собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие клиенту, и используются средства, способствующие их преодолению. Успешное решение проблемы создает основу для самостоятельного решения проблемных ситуаций в дальнейшем. Опыт показал, что проблемно-ориентированная модель взаимодействия с клиентом может успешно использоваться в реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов. Социальный педагог в рамках этой технологической модели соединяет в единую систему методы работы с отдельным индивидом (одним из родителей или ребенком), семьей в целом, а также семьей и ее ближайшим окружением. Работа со всей семьей необходима в том случае, если проблема связана с особенностями взаимодействия между ее членами. К таким проблемам относятся: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и др.

Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более). Одной из таких форм работы является патронаж. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет получить больше информации о семье. Поскольку семья, воспитывающая ребенка-инвалида, относится к тем категориям клиентов, взаимодействие с которыми может продолжаться в течение нескольких лет, периодические контакты, инициированные социальным педагогом, позволяют не терять связь с семьей, своевременно замечая здесь неблагоприятные процессы, облегчая и разрешая их. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях. Патронаж также показывает, насколько семья справляется с реабилитацией ребенка, выполнен ли план реабилитационных мероприятий, какие дополнительные меры необходимо предпринять.

С запланированной периодичностью необходимо проводить патронаж семей, переживших кризисные ситуации. Например, следует неоднократно посещать семью на первом году жизни ребенка-инвалида с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию его рождения, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных семей, постоянное наблюдение за которыми позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим  кризисным ситуациям.

Важное место среди социально-педагогических технологий занимают консультации. Наряду с консультативными беседами, как правило индивидуальными, имеющими целью активизировать потенциал отдельных членов семьи (чаще всего матери ребенка), могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги. В социально-педагогической работе с семьей ребенка-инвалида долгосрочные и краткосрочные модели взаимодополняют друг друга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: