СОДЕРЖАНИЕ
1. Историческая справка.. 3
2. Структура закона согласования.. 5
3. Согласование на уровне потребностей.. 6
3.1. Общие соображения. 6
3.2. Закономерность объединения потребностей.. 7
3.3. Закономерность специализации потребностей.. 9
3.4. Последовательность разработки новых потребностей.. 9
4. Согласование на уровне функций.. 16
4.1. Согласование функций по параметрам.. 16
4.2. Закономерность перехода к МОНО- или ПОЛИфункиональности.. 16
5. Согласование на уровне систем.. 25
5.1. Общие соображения. 25
5.2. Согласование структуры.. 26
5.3. Согласование параметров. 29
Историческая справка
Впервые закон согласования был сформулирован Г.Альтшуллером в начале 70-х годов в виде закона согласования ритмики частей системы [1]. Этот закон является частным случаем закона согласования, который был сформулирован позже.
Наибольший вклад в развитие этого закона (насколько это известно автору) внесла Ленинградская школа ТРИЗ. Основные идеи этого закона были предложены Борисом Злотиным, Эстер Злотин, Семеном Литвиным и Владимиром Петровым в 1975-1980 гг. Этот закон и многие другие направления ТРИЗ неоднократно обсуждались в этом коллективе. Были выработаны общие подходы, например, что понятие этого закона должно быть значительно расширено, но, тем не менее, каждый имел и свой взгляд на этот закон.
Например, понятие «согласование-рассогласование» предложила Э.Злотин. Первоначально эта закономерность разрабатывалась совместно Борисом и Эстер Злотин, а в дальнейшем Б.Злотиным и Аллой Зусман. В.Петров считает, что понятие согласование включает и понятие рассогласование.
Приведем краткое описание понимание закона согласования С.Литвиным и Б.Злотиным:
С. Литвин рассматривает четыре вида согласования[2]:
1. Компонентное - согласование материалов, веществ.
2. Структурное – согласование размеров, форм, структуры.
3. Параметрическое – согласование основных параметров технических систем: температур, весов, давлений, плотностей, электрических сопротивлений и т.д.
4. Функциональное – согласование основных функций.
Кроме того, рассматривает:
1. Согласование подсистем одной ТС.
2. Согласование ТС и внешней среды.
3. Согласование изделия и инструмента.
4. Согласование инструментов между собой.
5. Согласование изделий между собой.
Б.Злотин рассматривает различные виды согласования-рассогласования[3]. (Эти виды разбиты по пунктам и сгруппированы В.Петровым):
1. Параметров
1.1. Прямое и обратное
1.2. Однородное и неоднородное
1.3. Внутреннее и внешнее
2. Систем
2.1. Непосредственное
2.2. Условное
3. Материалов
4. Формы и размеров
5. Ритмики работы
6. Структуры
7. Потоков в системах
8. Живучесть системы
Кроме того, Б.Злотин рассматривает линии развития ТС по согласованию-рассогласованию:
1. Несогласованная система → Согласованная система → Рассогласованная система → Система с динамическим согласованием-рассогласованием.
2. Виды согласования:
Несогласованная система → Система с принудительным согласованием → Система с буферным согласованием → Система со свернутым согласованием.
3. Согласование ритмики рабочих движений при обработке:
Несовместимость транспортного и технологического движений → Совместимость транспортного и технологического движений с согласованием скоростей → Совместимость транспортного и технологического движений с рассогласованием скоростей → Независимость технологии от транспортного движения.
Структура закона согласования
Согласование проводится для недопущения вредных явлений или усиления полезных.
Закон согласования, который будет изложен ниже, был сформулирован В.Петровым в 1975-78. Работа ранее не публиковалась. Структура этого закона оставлена без изменений. В данной работе обновлены многие примеры и использована современная терминология ТРИЗ, учитывая некоторые более поздние работы автора.
Опишем нашу модель структуры закона согласования.
1. Согласование может быть:
1.1. Статическое
1.2. Динамическое
2. Согласование проводится по уровням:
2.1. Потребностей
2.2. Функций
2.3. Системы
3. Виды согласования:
3.1. Во времени
3.2. В пространстве
3.3. По условиям
3.4. Согласование структуры
3.5. Согласование параметров.
Закон согласования является общим законов развития систем.
Согласование на уровне потребностей
Общие соображения
Согласование потребностей может проводиться:
§ по самим потребностям (согласование потребностей между собой),
§ по параметрам,
§ в структуре,
§ по условиям,
§ в пространстве,
§ во времени.
В частности может быть динамическое согласование.
Пример 1. Многие люди имеют потребность много и вкусно поесть. Это часто приводит к ожирению, что не только ухудшает фигуру, но и отрицательно сказывается на здоровье. Другая потребность иметь хорошую фигуру и быть здоровым - противоположна предыдущей. Для сохранения фигуры необходимо есть мало и не всегда «вкусную» пищу (не есть жирного, мучного и сладкого). Для согласования этих потребностей была изобретена специальная малокалорийная еда, например, различные виды пищи из сои. Были предложены разнообразные добавки снижающие все. Были разработаны специальные виды физической нагрузки (бег, аэробика, тренажерные залы и т.д.). Это тип согласования самих потребностей между собой.
Согласование потребностей по параметрам рассмотрим на примере с кондиционером
Пример 2. Потребность в создании условий обитания, например, температуры. Существуют различные обогревательные устройства, которые обогревают не только всю комнату, но могут создать поток теплого воздуха, который направляется в необходимое место. Существуют вентиляторы для охлаждения в жаркое время.
Современные кондиционеры создают не только различную температуру в разных комнатах. Они ее могут изменять по выбранной или специально составленной программе, могут создавать определенную температуру в определенной точке, которую вы выбрали и положили туда пульт управления. Кондиционеры могут регулировать влажность и создавать определенные запахи.
В качестве согласующих параметров в этом примере, температура, влажность и запах. Это пример динамического согласования.
Не согласованные потребности часто приводят к конфликтам, различным катаклизмам, войнам, экологическим катастрофам.
Пример 3. Часто встречающаяся ситуация, когда люди, находящиеся в одном помещении и имеют диаметрально противоположные потребности. Например, один человек хочет сидеть в тишине, а другой при этом хочет слушать поп-музыку на полную мощность музыкального центра. Согласование таких видов потребностей, может разрешаться во времени – один человек отдыхает, а другой ему в это время не мешает; в пространстве – в одном помещении можно слушать музыку, а в другом отдыхать; в структуре – место, где слушают музыку или место где отдыхают, имеет звукоизолирующие перегородки, или используются наушники.
Пример 4. На определенной территории построили завод, загрязняющий окружающую среду. Жители этого района желают жить в экологически чистых условиях. Потребности не согласованы. Один из видов разрешения такого противоречия – согласовать потребности хозяев завода и жителей данного района. Создается такой закон, что хозяин завода должен платить очень большой штраф за загрязнение окружающей среды и ему выгоднее поставить систему очистки. Этот тип согласования по условию
Согласование потребностей, в частности, может осуществляться объединением этих потребностей или выделение специальной потребности. Эти виды согласования буду описаны ниже.
Закономерность объединения потребностей
Закономерность объединения потребностей действует аналогично закону перехода в надсистему, разработанному Г.С.Альтшуллером[4].
Объединение производится таким образом, что полезные (необходимые) качества складываются - усиливаются, а вредные взаимно компенсируются или, в крайнем случае, остаются на прежнем уровне.
Объединение происходит нескольким путями:
1. Объединение однородных (одинаковых) потребностей.
2. Образование однородных потребностей со сдвинутыми характеристиками. (комментарий: Потребностями со сдвинутыми характеристиками, называются однородные потребности с неодинаковыми параметрами, свойствами, характеристиками).
3. Образование конкурирующих (альтернативных) потребностей.
4. Объединение разнородных потребностей.
5. Объединение антагонистических (противоположных) потребностей.
Пример 5. Часто одинаковые магазины, например, мебельные, по продаже осветительных приборов, обуви и т.д. располагают рядом друг с другом. Это удобно для покупателя. Это пример объединения однородных потребностей.
Пример 6. В крупных торговых центрах, которые в США называются молами, имеется несколько маганизов по продаже одежды, но эти магазины разных торговых фирм. Это объединения однородных потребностей со сдвинутыми характеристиками.
Примеры объединения потребностей были приведены ранее.
Кондиционер (пример 2) объединяет сразу несколько потребностей: охлаждать, нагревать воздух (объединение противоположных потребностей), создавать определенную влажность и определенный запах (разнородные потребности).
Часто отдельные виды потребностей объединяются, и появляется новая отрасль.
Пример 7. Так потребление пищи соединилось с отраслью проведения свободного времени. Появились рестораны, разнообразные приемы и т.д. Для них потребовались специальные помещения, оборудование, развлекательные программы и т.д.
Ресторан объединил потребность потребления пищи и потребность развлечения (объединение разнородных потребностей).
Пример 8. Объединение потребностей занятия физкультурой, например, бегом, и получения информации (слушания музыки, радио) привело к появлению плееров и радиоприемников в виде наушников. Пример на объединение разнородных потребностей.
Объединение потребностей часто приводит к созданию универсальных объектов.
Пример 9. Строятся универсальные помещения, в которых могут проходить различные концерты и спортивные выступления. Эти помещения могут делиться на отдельные залы или, наоборот, объединяться в большой единый комплекс. Они быстро перестраиваются в них может быть и большой спортивный зал, например, для футбольного матча и выступления легкоатлетов. Этот же зал можно превратить в ледовую арену или большой концертный зал. В нем могут происходить и одновременно несколько мероприятий.
Таким образом, объединение может происходить:
§ в пространстве,
§ во времени,
§ в структуре.
Пример 10. Имеется потребность одним и тем же людям иметь обычный автомобиль и джип. Обычный автомобиль имеет хорошие аэродинамические качества, поэтому тратит значительно меньше бензина, чем джип. Но обычный автомобиль не может двигаться по лесным, горным и проселочным дорогам. У него выше подвеска и более мощный двигатель. Иметь два автомобили не только дорого, но они занимают много место в гараже.
Фирма AUDI выпустила комбинированный автомобиль-джип (Audi Allroad Quattro), показанный на Дейтройтском автосалоне в 2000 году. Его кузов имеет замечательную динамику. Корпус может подниматься и опускаться. Дорожный просвет может составлять 142-208 мм, а колесная пара 2760 мм. Подвеска пневматическая, позволяет ступенчато изменять клиренс автомобиля на 66 мм. Управляться она может как монуально (в ручную), так и в автоматическом режиме. Если машина движителя со скоростью свыше 120 км/ч, система управления подбирает оптимальную аэродинамику, машина прижимается к дороге.
На парковке кузов всегда отжимается до максимума (поднят в вверх) - для удобства посадки-высадки.
В будущем величина подъема кузова при посадки-высадки у таких автомобилей должна автоматически подбираться под конкретного человека (динамическое согласование).
Машина имеет бензиновый 2,7 л двигатель с двойным турбонаддувом мощностью 250 л.с. или 2,5-литровый турбодизель с непосредственным впрыском мощьностью180 л.с.
Специальные шины и многое другое позволяет сделать машину с повышенной проходимости.






