Теоретические и методические основы планирования прибыли и рентабельности

Введение

 

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов.

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что обусловлено её актуальностью в современных условиях хозяйствования.

Целью работы является изучение теоретических и практических основ планирования прибыли и разработка рекомендаций по совершенствованию планирования и увеличению прибыли и рентабельности

Основные задачи:

- характеристика прибыли и рентабельности;

- изучить методику анализа прибыли и рентабельности;

- изучить методику планирования прибыли и рентабельности;

- рассмотреть организационно-экономическую характеристику- провести анализ прибыли на ООО «Brick21»;

-     провести анализ рентабельности на ООО «Brick21»;

- планирование мероприятий по увеличению прибыли и рентабельности;

Базой исследования является ООО «Brick21»

Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельность ООО «Brick21».

Предметом изучения является планирование показателей прибыли и рентабельности.

Методологической базой исследования стали методы теоретического и эмпирического системного анализа, статистической обработки данных, дедуктивный метод и метод научной абстракции, а также методы анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Тема «планирование прибыли и рентабельности» достаточно широко раскрыта в литературных источниках, однако информация однородная, не разнообразная. Теоретической и методической основой исследования являются труды авторов таких, как Ильин И.А., Ковалев В.В., Бланк И.А., Балабанов И.Т., Чернов В.И., Шеремет А.Д. и других, также справочные и нормативные материалы по исследуемой проблеме, бухгалтерская отчетность ООО «Brick21» за 2012-2014 года.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.



Теоретические и методические основы планирования прибыли и рентабельности.

 

Любой хозяйствующий субъект в условиях рыночной экономики стремится к превышению полученных доходов над произведёнными расходами, так как всякая организация заинтересована в получении положительного результата от своей деятельности (прибыли). Прибыль-это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории в том, что необходимый уровень прибыли -это[1]:

-основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

-базовый фактор возрастания рыночной стоимости организации;

-индикатор кредитоспособности организации;

-приоритетный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала;

-инструмент конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

-гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее не удовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса - одной из главных внутренних причин банкротства.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния  собственности в текущем и перспективном периоде. Это означает[2]:

-получение максимальной прибыли, соответствующей используемым ресурсам организации и рыночной конъюнктуре её функционирования;

-оптимизация пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

-повышение качественного состава факторов формирования прибыли;

-получение необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственниками компании;

-формирование достаточного объёма инвестиций за счёт прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

-увеличение роста рыночной стоимости организации;

-разработка программ участия персонала в распределении прибыли. Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учёте и отчётности. Рентабельность-это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих[3]:

· окупаемость затрат;

· прибыльность продаж;

· доходность капитала и его частей.

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции. Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала.Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме операционного капитала. Она характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе.


 

Таким образом, в основном точки зрения авторов сводятся к следующему:

- Основными показателями, характеризующими результаты деятельности организаций, являются прибыль и рентабельность;

- Прибыль является абсолютным показателем, а рентабельность –относительным;

- Прибыль – это превышение доходов организации над ее расходами за определенный период, а рентабельность – это отношение показателей прибыли к стоимости затрат и активов организации.

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу[4].

Основные его задачи[5]:

· систематический контроль за формированием финансовых результатов;

· определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

· выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирования их величины;

· оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли[6]:

- маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);

- прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

- общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы;

- чистая прибыль – это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкции и прочих обязательных отчислений;

- капитализированная прибыль- это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

- потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала- общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки устойчивости роста предприятия- капитализированная (реинвестированная) прибыль.

Источники информации: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о финансовых результатах», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализованных цен (Цi)[7]:

 

, (1.1)

 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном, условно-натуральном или стоимостном выражении[8]:

 (1.2)

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат[9]:

 (1.3)

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактической объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат[10]:

 (1.4)

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании[11].

В экономическом анализе существует система показателей рентабельности, которые условно разделяют на две группы: показатели рентабельности деятельности организации и показатели рентабельности использования различных активов.

Для показателей рентабельности не существует критериальных значений. Они используются при анализе тенденции в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций[12].

Рентабельность основной деятельности (ps)- характеризует сумму прибыли от продаж, приходящихся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. Чем выше значение числителя и ниже знаменателя, тем рентабельнее деятельность организации. Организация должна придерживаться финансовой стратегии минимизации затрат на производство и сбыт продукции.

Рентабельность продаж (рN)- отражает соотношение прибыли от продаж и выручки, полученной организацией в отчетном году. Определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции на 1 рубль выручки. Оптимальным является пропорциональный рост показателей в числителе и знаменателе.

Рентабельности внеоборотного капитала (рвк)- отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли на 1 рубль, вложенной во внеоборотные активы. При расчете и анализе этого показателя следует оценить реальную стоимость внеоборотных активов, имеющихся на балансе организации, и долю активной части основных средств, участвующих в производственном процессе и, соответственно, приносящих прибыль.

Рентабельность оборонного капитала (рок)- отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли на 1 рубль, вложенный в оборотные активы.

Рентабельность совокупных активов (рса)- характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов, приходящихся на 1 рубль, вложенный во внеоборотные и оборотные активы.

Рентабельность собственного капитала (рск)- характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала.

Рентабельность заемного капитала (рзк)- характеризует эффективность использования организацией ее заемного капитала.

Рентабельность инвестируемого капитала (рик)- характеризует эффективность использования организацией капитала, находящиеся в ее распоряжении.

Прибыль и рентабельность планируется раздельно по видам.

Основными методами планирования прибыли и рентабельности являются[13]:

- метод прямого счета;

- аналитический метод;

- метод совмещенного расчета.

План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующих ценах и условиях. Для полного и всестороннего учета влияния изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективным и текущими планами предприятия расчеты прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет и в ценах, принятых в перспективном плане[14]. Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства и прибыль.

Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогами на прибыль и добавленную стоимость (НДС). Это повышает точность и объективность расчетов, как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.

Величину прибыли от реализации продукции (Пб) можно определить по следующей формуле[15]:

 (1.8)

где Врi — выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия, млн р.; Офi — отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену i-й продукции, млн р.; Наi — акцизный налог, млн р.; НДСi — налог на добавленную стоимость, млн. р.; Сi — полная себестоимость i-й реализуемой продукции, млн р.; n— количество видов продукции.

Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого счета по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием результата в целом по предприятию.

Расчет прибыли от реализации конкретного вида продукции начинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало планируемого года (конец отчетного года — года, предшествующего планируемому).

В остатки входит готовая продукция на складе, в неотфактурованных поставках (не оформленных транспортными и платежными документами), если такое имеет место, и на ответственном хранении у покупателей (клиентов). Сведения об остатках готовой продукции на начало планируемого года можно взять из данных бухгалтерского учета. Однако на момент составления финансового плана (за один-два квартала до окончания отчетного года) они как правило, неизвестны. Поэтому остатки готовой продукции на конец отчетного года рассчитываются исходя из прогнозных оценок факторов, влияющих на их уровень, например изменения объемов реализации, формы безналичных расчетов, объема бартерных поставок, платежеспособного спроса.

Затем рассчитываются остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, так называемые выходные остатки. Они рассчитываются исходя из среднесуточного выпуска продукции и норматива запасов готовой продукции в днях по формуле[16]:

 (1.9)

где Пт — годовой объем товарной продукции в отпускных ценах предприятия, млн р.; Но — норматив остатков готовой продукции на складе, дней; 360 — расчетное количество дней в году.

На основе изменения остатков готовой продукции на начало и конец планируемого года и объема товарной продукции, рассчитанных по полной себестоимости ин в отпускных ценах, определяется объем реализованной продукции (по полной себестоимости и в отпускных ценах) и доход, полученный от реализации данного вида продукции. Величина дохода (Дв) рассчитывается как сумма дохода от реализации товарной продукции (Двт) и дохода в остатках готовой продукции на начало планируемого года (Двн) за минусом дохода в остатках на конец планируемого года (Двк) по формуле[17]:

 (1.10)

Величина дохода по каждому виду продукции (Двi) рассчитывается на основе плана производства, плана изменения остатков готовой нереализованной продукции, отпускных цен и сметы затрат на производство по формуле[18]:

 (1.11)

где Вpi — выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия; Сi — полная себестоимость, рассчитываемая на основе сметы затрат на производство i-го вида продукции.

На основе сметы затрат рассчитываются затраты на валовую продукцию; производственная и полная себестоимость товарной продукции; себестоимость реализованной продукции; осуществляется нормирование оборотных средств.

В заключение рассчитывается плановый объем прибыли от реализации данного вида продукции (Пб) по формуле[19]:

 (1.12)

где Офi — отчисления во внебюджетные фонды от i-й продукции; Нai — акцизный налог от реализации i-й продукции; НДСi — налог на добавленную стоимость от i-й продукции; Двi — доход от реализации i-го вида продукции.

Общий объем плановой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам продукции по формуле[20]:

 (1.13)

где n — количество видов продукции (работ, услуг), запланированных к реализации в плановом году.

Использование метода прямого счета при планировании прибыли предусматривает наличие на момент расчетов широкого круга различных данных. Однако динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации иногда не позволяют прогнозировать некоторые экономические параметры, влияющие на финансовые результаты, с достаточной степенью достоверности. В этих случаях приходится довольствоваться оценочными расчетами прибыли, выполняемыми на базе достигнутого уровня прибыли и прогнозируемого процента инфляции.

Прогнозируемый объем прибыли (Пб) рассчитывается по формуле[21]:

 (1.14)

где Пбо — фактическая прибыль, полученная в отчетном году; Iи — прогнозируемый годовой индекс инфляции.

Если планируемый уровень инфляции на сырье и готовую продукцию предприятия не совпадает, что имеет место в условиях государственного регулирования уровня цен, то при расчете прибыли от реализации авторы книги «Финансовые планы предприятий» рекомендуют применять дифференцированные поправочные коэффициенты инфляции. Расчет выполняется по формуле[22]:

 (1.15)

 

где Врi— выручка от реализации i-й продукции в отпускных ценах; Офi— отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену продукции; Наi — акцизы; Сi — полная себестоимость реализованной

продукции; НДСi — налог на добавленную стоимость; (1 + m)¹² — коэффициент роста инфляции на продукцию предприятия; (1 + n) ¹² — коэффициент роста инфляции на сырье, используемое предприятием.

Прибыль предприятия, кроме прибыли от реализации продукции, включает также прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализационных операций.

Дав понятие прибыли и рентабельности, рассмотрев методику анализа и изучив методику планирования прибыли и рентабельности можно сделать следующие выводы.

Прибыль - это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния в текущем и перспективном периоде. Рентабельность-это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д).

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: