Ориентиры развития к концу третьего года жизни

Дети могут научиться:

· находить знакомый предмет по звучанию, достать нужную игрушку по слову из мешочка;

· собирать или сложить игрушку из 2-3 частей;

· различатьпредметы по величине, форме, цвету;

· группировать предметы по 2 признакам (цвет-форма, величина-форма, форма- цвет);

· различать предметы по количественному признаку (много-мало, мало-пусто, один-много);

· пользоваться указательным жестом, называть предметы, выражать свои просьбы словом;

· пользоваться орудийными и соотносящими действиями в игровых ситуациях,

· различать предметы и объекты живой и неживой природы (игрушки-животные), раскладывать картинки на группы, называть знакомые предметы.

 

Возраст 3-4 года

Задачи обучения и воспитания

Формировать деятельность, способы усвоения общественного опыта (уметь подражать, работать по показу, образцу и речевой инструкции):

· совершенствовать практическую ориентировку на внешние свойства предметов, пользоваться методом проб при выполнении практических и игровых заданий;

· продолжать учить различать величину – большой, средний, маленький, расставлять предметы по величине на 3 группы, закрепить в пассивном словаре слова, обозначающие размер предметов;

· совершенствовать предметные действия: выполнять соотносящие и орудийные действия в предметно-игровых ситуациях, организованным взрослым.

Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи:

· совершенствовать поисковые способы ориентировки – методом проб и ошибок, методом практического примеривания и зрительного соотнесения при выполнении практических и игровых заданий;

· совершенствовать наглядно-действенное мышление в практических проблемных ситуациях: достать игрушку из воды (выбор предмета-орудия среди других – сачок, лопатка, палочка), учить фиксировать свои действия в речевых высказываниях;

· формирование наглядно-образного мышления: представления детей о явлениях и предметах окружающего мира (выбери всех зверей; покажи, что бывает зимой?);

· формировать умение группировать предметы по ведущему признаку: игрушки-посуда, животные-растения; использовать обобщающее слово;

· закреплять представления о живой – неживой природе (расставить игрушки (изображения) на 2 группы – животные-птицы; посуда-игрушки).

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности:

· формировать целостность восприятия предметного изображения: учить собирать разрезные картинки (3-4 части предметного изображения) с опорой на образец и без него;

· совершенствовать тактильно-двигательное восприятие: закреплять и обогащать чувственный опыт ребенка в играх с предметами и дидактическим материалом: осуществлять выбор предметов разных по величине, форме, материалу, опираясь на тактильный образец;

· учить соотносить предметы с их изображениями в пределах 3-4 образцов;

· продолжать развивать слуховое внимание и слуховое восприятие: учить различать громкое и тихое звучание детских музыкальных инструментов, запоминать последовательность звучания музыкальных инструментов, различать звукоподражания животных, птиц; использовать звуковое сопровождение при обыгрывании сюжетов сказки – «Угадай, какой герой сказки к нам пришел?» и т.п.

Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных представлений, развитие речи:

· продолжать формировать ориентировку на количественный признак предметов: различать один-много-мало-пусто, один, два, три; выбирать из количества однородных предметов по инструкции взрослого, с опорой на зрительный, слуховой и тактильный анализатор;

· обучать пользоваться пишущим предметом, формировать графические умения в играх с цветными карандашами, формировать интерес к проведению простых линий в процессе выполнения игровых заданий (дождик, дорожка, клубочек);

· воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным.

Ориентиры развития к концу четвертого года жизни

Дети могут научиться:

· различать на слух звуки окружающей действительности: речевые, различать звучание музыкальных инструментов, определять источник звука;

· выбирать предметы на ощупь по речевой инструкции;

· самостоятельно включать орудийные и соотносящие действия в игровую ситуацию, фиксировать конечный результат своих действий в словесных высказываниях;

· соотносить и выделять заданное количество предметов на слух, зрительно, тактильно (в пределах 3-х);

· определять предметы по контуру, изображать контуры знакомых предметов, опираясь на тактильный образец;

· активизировать умения пользоваться пишущим предметом: проводить простые графические линии по показу и образцу;

· узнавать и группировать предметы по ведущему признаку (назначению): употреблять обобщающие слова; выделять и называть ведущий признак в группировке предметов;

· решать предметно-практические проблемные задачи: учить соотносить свойства предмета цели и свойства предмета-орудия (предлагать выполнять практические игровые задачи (достать высоко или далеко находящуюся игрушку – «Достань ключик!»), учить фиксировать словесно результат выполненных действий;

· стимулировать познавательный интерес к обучающим занятиям с взрослым, положительно взаимодействовать в дидактических играх с сверстниками.

 

Возраст 4 - 5 лет

Задачи обучения и воспитания

Формирование средств ориентировки в окружающей действительности, формирование мышления и речи:

· продолжать формировать целостное восприятие предметов, образы-представления о предметах, их свойствах, выделять основные признаки предметов в процессе различных видов детской деятельности (конструировании, на занятиях с сюжетными игрушками, рисовании и т.п.);

· закрепить образы восприятия знакомых предметов и их свойства: учить запоминать предметы по основному признаку (мячик – круглый, кубик – квадратный, крыша дома – треугольная), группировать предметы или изображения по основному признаку на 2 части – «Что бывает круглым, что бывает квадратным?»);

· продолжать формировать образы-представления: учить группировать предметы по заданному признаку, называть словом сходство и различия сравниваемых групп;

· совершенствовать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в игровых заданиях по сюжетам русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.: подобрать персонажу сказки нужный предмет и повторить действие этого героя;

· развивать вкусовые ощущения и умение их словесно описать (сладкое-горькое, кислое, холодное-горячее, вкусно-не вкусно и т.п.).

Формирование элементов учебной деятельности: ориентировка на количественный признак и счет; временных представлений, развитие речи:

· совершенствовать количественные представления, учить пересчитывать предметы в пределах 5-и; выделять из множества по слову предметы в пределах 5-и; соотносить число с количеством пальцев на руке, число с количеством предметов на картинке с реальными предметами;

· уметь выделять из множества заданное количество 1-5 (на слух, по карточке, на ощупь), выполнять счетные операции в пределах 4-5-и; учить сравнивать предметы по количеству – больше-меньше, одинаково;

· формировать графический образ цифры в пределе 5-ти, соотносить цифры с количеством предметов, обводить графически цифры, лепить по контуру, уметь найти заданную цифру среди других;

· совершенствовать действия с пишущим предметом по показу и по образцу на различных поверхностях – мольберт, альбомный лист (проводить простые линии-дорожки, дорисовывать предметные изображения, выполнять графические бордюры по образцу на крупных листах и т.п.);

· учить различать по признакам времена года – зима-лето, подбирать иллюстрации по характерным признакам времени года в играх с использованием дидактических пособий, называть словом время года и признаки времени года, наблюдать на прогулках за изменениями в природе, фиксировать наблюдения и впечатления в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: