Дети могут научиться:
· лепетать, произносить отдельные звуки, лепетные слова, подражать речи взрослого;
· понимать отдельную простую инструкцию взрослого;
· произносить звукоподражание в процессе игровой ситуации с взрослым, активно копировать речь взрослого;
· пользоваться словами для выражения своей просьбы и потребности.
Возраст 2 – 3 года
Задачи обучения и воспитания
Восприятие и понимание русскоязычной речи:
· развивать слуховое восприятие и слуховое внимание посредством игровых занятий с различными звучащими предметами.
Звуковая, интонационная культура речи, слуховое восприятие:
· создавать предпосылки к развитию активной речи.
Речь как средство общения (положительное взаимодействие в процессе общения, выражение просьбы, вопроса, пожелания, поддержание диалога):
· учить называть себя по имени и обращаться к детям в группе по имени;
· побуждать детей произносить простые фразы в действиях с игрушками, произносить простые просьбы в режимных моментах;
· учить положительно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные действия по речевой инструкции: передавать игрушку другому ребенку;
· продолжать учить соотносить слова с предметами по определенным темам (игрушки, посуда, птицы, животные, одежда, обувь);
· учить понимать слова, обозначающие действия, в играх с предметами, подвижных и музыкальных играх;
· учить понимать слова, обозначающие свойства и качества предметов (мячик большой, красный, круглый);
· учить озвучивать действия с предметом.
· учить произносить слова с различной интонацией, вежливо обращаться к взрослому и детям;
· учить выражать свои пожелания и просьбы, задавать вопросы, отвечать на вопросы в процессе режимных моментов и в свободной деятельности.
Ориентиры развития к концу третьего года жизни
Дети могут научиться:
· различать звучание разных предметов;
· понимать обращенную к ним речь;
· произносить простую фразу, состоящую из 2-3 слов;
· различать слова, обозначающие свойства и качества, назначения предметов.
Возраст 3 – 4 года
Задачи обучения и воспитания
Речь как средство общения (положительное взаимодействие в процессе общения, выражение просьбы, вопроса, пожелания, поддержание диалога):
· учить понимать обращенную речь и отвечать на вопросы;
· формировать активную речь: учить пользоваться фразой из 3-4 слов в ситуации игровых занятий в группе.
Развитие речи в ходе знакомства с сюжетами русских сказок, детской художественной литературой:
· формировать интерес к прослушиванию русских народных сказок, осваивать интонационные переходы и тембр голоса взрослого в чтении детской художественной литературы;
· учить совершать простые действия с предметами-героями сказок в игровых занятиях с куклами би-ба-бо, персонажами сказки;
· формировать простые фразы на основе реплик персонажей сказки (интонационно, тембром, высотой звука подражая персонажам сказки);
· учить использовать предлоги в речи – за, под, над, между, определять расположение игрушки, предмета по словесной инструкции.
Ориентиры развития к концу четвертого года жизни
Дети могут научиться:
· понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого;
· называть свое имя, к детям обращаться по имени;
· произносить фразу из 3-4 слов;
· использовать в речи простые предлоги, понимать по слову пространственное расположение предмета;
· проявлять интерес к прослушиванию сказки, рассказов, называть героев, их действия по сюжету;
· поддерживать диалог в роли героев сказки в игровых занятиях.
Возраст 4-5 лет
Задачи обучения и воспитания
Звуковая, интонационная культура речи, слуховое восприятие:
· продолжать учить пониманию простых просьб, предложений в практической деятельности, в игровых ситуациях со сверстником;
· продолжать формировать слуховое восприятие и слуховое внимание: различать звуки окружающей действительности в играх с использованием неречевых и речевых звуков;
· учить использовать вежливые слова в процессе общения с взрослыми и детьми.
Речь как средство общения (положительное взаимодействие в процессе общения, выражение просьбы, вопроса, пожелания, поддержание диалога):
· продолжать учить произносить простые фразы из 3-5 слов, закреплять использование в активной речи слов, обозначающих действия;
· разучивать простые стихи, считалочки, загадки, учить находить отгадки с опорой на картинку, по описанию угадывать, какой предмет (животное) загадали и т.п.;
· учить задавать вопросы в соответствии с ситуацией, используя вопросительные слова: где, куда;
· учить различать предлоги – за, между, перед - в предметно-практической деятельности с игрушками, предметами, отражать в речи простые фразы с использованием этих предлогов;
· учить использовать в речи уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Развитие речи в ходе знакомства с сюжетами русских сказок, детской художественной литературой:
· учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже в процессе описания героев сказки, отвечать на вопросы по сюжету сказки;
· продолжать учить конструировать простую фразу, согласовывать существительные с глаголами в роде и числе;
· учить конструировать фразу из 3-5 слов по реальным действиям детей с предметами, в игре, режимных моментах.
Ориентиры развития к концу пятого года жизни
Дети могут научиться:
· высказывать свои желания и потребности словом;
· различать звуки окружающей мира (речевые, неречевые);
· конструировать фразу из 3-5 слов;
· декламировать простые стихи, считалочки, потешки (четверостишье);
· использовать в речи предлоги, ориентироваться в пространстве по слову, находить игрушку по словесной инструкции;
· задавать вопросы по сюжету рассказа, сказки, отвечать на вопросы;
· использовать в речи уменьшительно-ласкательную форму существительных;
· учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже;
· согласовывать существительные с глаголами в роде и числе;
· проявлять интерес к слушанию детских рассказов и сказок.
Возраст – 5-6 лет
Задачи обучения и воспитания
Звуковая, интонационная культура речи, слуховое восприятие:
· продолжать учить пониманию простых инструкций в практической деятельности, в игровых ситуациях со сверстником;
· продолжать формировать слуховое восприятие и слуховое внимание: различать звуки окружающей действительности в играх с использованием неречевых и речевых звуков;
· учить использовать вежливые слова в процессе общения с взрослыми и детьми.
Речь как средство общения (положительное взаимодействие в процессе общения, выражение просьбы, вопроса, пожелания, поддержание диалога):
· продолжать учить произносить простые фразы из 5-6 слов, закреплять использование в активной речи слов, обозначающих действия:
· разучивать простые стихи, считалочки, загадки, учить находить отгадки с опорой на картинку, по описанию угадывать, какой предмет (животное) загадали и т.п;
· учить задавать вопросы в соответствии с ситуацией, используя вопросительные слова: почему, зачем;
· учить различать предлоги – из-за, из-под - в предметно-практической деятельности с игрушками, предметами, отражать в речи простые фразы с использованием этих предлогов;
· учить использовать в речи уменьшительно-ласкательную форму существительных (названия животных – детенышей).
Развитие речи в ходе знакомства с сюжетами русских сказок, детской художественной литературой:
· учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже;
· продолжать учить конструировать простую фразу, согласовывать существительные с глаголами в роде и числе;
· учить конструировать фразу из 5-6 слов по реальным действиям детей с предметами, в игре, режимных моментах.






