Модель социального научения (бихевиоральная модель)

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соотвествующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде таблицы 1.1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры. 

Агрессия, приобретаемая просредством: · Биологических факторов (например, гормоны, нервная система) · Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)
Агрессия провоцируется: · Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание) · Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация) · Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение) · Инструкциями (например, приказы) · Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)  
Агрессия регулируется: · Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия) · Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощеряют или наказывают других) · Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

 

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1. Способов усвоения подобных действий;

2. Факторов, провоцирующих их появление;

3. Условий, прикоторых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поеведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивнвые действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агресии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

2. социальное научение преполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных услловиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в пресказании агрессивного поевдения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Фрустрационно - агрессивная гипотеза(гомеостатическая модель).

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

· Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

· Агрессия всегда является результатом фрустрации.

 

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

2. Сила препятствия на пути достижения цели;

3. Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агресивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агресивную реакцию большей силы.

Согласно Д. Долларду /1939/, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остаётся и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Н. Миллером//1948/, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. Автор полагал, что смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором.

Д. Зилъман /1988/ полагал, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть раздражением нервной системы, что находит выражение в соматических реакциях - таких как: учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления. Зильман считал, что возбуждение от одного источника может накладываться на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Агрессия может быть ослаблена в некоторых ситуациях путем приписывания возбуждения источнику не связанному с переживаемой злостью или с имевшей место провокацией.

Когнитивные модели

Согласно теориям данного направления очень важно учитывать эмоциональные и когнитивные процессы при описании агрессивного поведения человека. Характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности. С точки зрения М. Берковща /1989/, подходящий способ научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию -выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: