Для философов этот процесс по-прежнему «чуть ли не мистическая вещь», но в математической абстракции уже рассчитана «фрактальная геометрия природы». Имено так бельгийский математик Бенуа Мандельброт назвал свою книгу о «нерегулярных, но самоподобных структурах» (1977). В его определении фракталом (от лат. fractus — состоящий из фрагментов) «называ-
48 См., в часта.: Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко ВВ. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации. 2000. http://www.flogis-lon.df.ru/projects
282
ется структура, состоящая из частей, которые в чем-то подобны целому»49.
Понятие «подобие» — не новость в науке и технике. Оно конструктивно используется в черчении и других технических приложениях геометрии, решении алгебраических уравнений, изучении процессов течения жидкостей и упругой деформации твердых тел, моделировании самолетов и т.п. К примеру, «принцип подобия» позволяет на моделях выяснять картину технологических процессов с такой полнотой, которая в природных условиях недостижима. Но в философическом плане это не поступательное развитие, а масштабирование структуры по вне находящемуся «образу и подобию» и по всеобщему и, следовательно, извне воздействующему закону. Фрактал же тем и замечателен, что это структура «нерегулярная, но самоподобная». Самоподобие выражается в том, что целостный фрагмент фрактала содержит достаточную информацию обо всем фрактале. А нерегулярность — в том, что фрактал разворачивается не по общему стандарту, а по внутреннему алгоритму, который дополняет простое «масштабирование» «сжатием», «поворотом» и «переносом» исходного фрагмента.
|
|
Пульсация внутреннего алгоритма задает ритм самоорганизации фрактала, структура которого остается открытой для поступательного развития, так как число итераций (последовательных повторений алгоритма) в принципе бесконечно. Геометрия фракталов дала неожиданную даже для математиков возможность с помощью примитивных алгоритмов порождать очень сложные нетривиальные структуры. К примеру, знаменитый фрактал «Снежинка Кох» — замкнутая линия бесконечной длины, очерчивающая конечную площадь, — гипотетически невообразим, но геометрически может быть получен путем многократного преобразования исходной фигуры (треугольника) путем итерации (последовательного повторения) трехходового алгоритма: «сжатие» — «поворот» — «перенос»50. Однако здесь стоит вспомнить наглядный аналог фрактала, представленный у В.В. Тарасенко: «структура, возникающая в зеркале, отражающем зеркало, стоящее напротив». Бесконечная череда изображений, фиксирующих бесконечное число повторений фрактального алгоритма. Но говорить об этом как о «механизме саморегуляции» можно было бы, только исходя из бесконечно малой вероятности, что воз-
|
|
49 Цит. по: Шаборшин А.А. Введение во фракталы. 2000. http://home.ural.ru-sha- bun/fractals/fractals.htm
so Подробнее см.: Сундучков А. Сжатие и синтез изображений. 2001. Http:// www.visti.net/cplusp/all96/6n96y/6n96yla.htm
283
можна мутация законов природы (типа угол отражения перестанет быть равен углу падения), после которой в бесконечном числе повторений начнет разворачиваться по-новому упорядоченная картина. Хотя в обыденности тут все может показаться примером «дурной бесконечности», в теории это небезынтересно. А на практике уже существуют такие производства, где фракталы становятся, если хотите, технологиями. Так, в машинной графике фрактал непосредственно используется для синтеза изображений. При этом особое значение приобретают так называемые стохастические фракталы, которые получаются, когда в содержании повторяющегося алгоритма случайным образом возникают изменения, впрочем, не настолько существенные, чтобы вообще прервать итерационный процесс. Они обеспечивают более высокий уровень сложности отображения природных объектов, и, к примеру, двумерные стохастические фракталы с успехом используются для моделирования рельефа местности или поверхности моря. Характерно, что стохастические фракталы называют еще недетерминированными, в отличие от детерминированных, все условия развертывания которых предопределены изначально, однозначно и неизменно.
Но в какой степени все это может иметь отношение к рече-мыслительной деятельности человека? Любопытно, что фрактальные структуры с особенной наглядностью обнаруживают себя в фольклорных текстах для детей. Вот, к примеру, всем известная присказка: «У попа была собака. Он ее любил. Она съела кусок мяса. Он ее убил. И похоронил. И на камне написал: У попа была собака. Он ее любил. Она съела кусок мяса. Он ее убил. И похоронил. И на камне написал...», — и так пока не надоест. Данная композиция позволяет предполагать самые различные дидактические цели — от «антирелигиозной пропаганды» до «инсталляции логических операций» или «демонстрации примера дурной бесконечности», но в любом случае это детерминированный фрактал. Но, скажем, в детских считалках типа: «Шла кукушка мимо сети...» или «На золотом крыльце сидели...», — количество текстуальных повторений уже не бесконечно, а строго ограничено числом общающихся, и каждая итерация определяет жребий одного из участников. Игра — интерактивное действие. Фрактальное воспроизведение игрового текста должно обеспечить равноправие для всех. И потому конкретные обстоятельства игры вызывают недетерминированные изменения в параметрах фрактала. Но вот что знаменательно: может изменяться «до наоборот» информация, подвергаемая сжатию, но алгоритм в целом все равно разворачивается по полной форме. Знаменитая «Сказка про белого бычка» начинается с вопроса: «Рассказать тебе про бе-
284
лого бычка?» Можно ответить: «Рассказать» — и услышишь: «Рассказать да рассказать про белого бычка, рассказать?» Но можно ответить: «Не надо!» Тогда последует: «Не надо да не надо рассказать про белого бычка... Рассказать?» И так при любом варианте. И до тех пор, пока рассказчику хватит задора и памяти повторять с каждым разом нарастающую цепочку ответов слушателя. Есть основания г.лдеть в этом бессознательный тренаж памяти, или инстал "'тию навыка интерактивного контакта, или еще что в том же ^де. Но в любом случае это будет частным проявлением общей закономерности, согласно которой именно неограниченная способность вовлекать в процесс итерации все новые параметры превращает недетерминированный фрактал в спонтанный механизм синергетической саморегуляциии, потому что случайные конфигурации по ходу последующих повторений в соответствии с «принципом порабощения» «под себя» закручивают хаотические элементы и начинает самоорганизовываться устойчивая, по-новому упорядоченная система. Вот откуда специфический канон фольклора: троекратные повторы, тавтологические описания, постоянные эпитеты и т.д., и т.п. Оказывается, это весьма эффективный метод формальными приемами достигать впечатляющих смысловых эффектов.
|
|
Входящая во все антологии «Сказка о репке» — пример фрактального поиска решения нетривиальной проблемы от возникновения ее («выросла репка — большая-пребольшая») до успешного преодоления («вытащили репку») через ряд последовательных итераций элементарного алгоритма. Но разве заключительная сцена: «Дедка — за репку, бабка — за дедку, внучка — за бабку, Жучка — за внучку, кошка — за Жучку, мышка — за кошку... Вытянули репку!», — технология сельхозработ? К реальной репе это отношения уже не имеет. И даже прямая назидательность (типа пропаганды коллективизма) тут сомнительна и в чем-то смешна. Это ситуация игровая, в действительности невозможная, но активная в плане эмоциональном и допускающая расширительные толкования, а потому способная вызывать самые разные, но вполне полноценные «АГА-переживания». Фигурально говоря, «Сказка о репке», словно социальная обучающая машина, пролагает след для инсталляции одного из самых универсальных алгоритмов оптимистичного проживания проблемных ситуаций, которым индивид может потом распоряжаться по собственному усмотрению. Последнее — особо существенный момент, и здесь следует заострить внимание. Суть в том, что ре-чемыслительная деятельность человека — это адаптивный психический процесс, в котором сознание столь же неустранимо, как и бессознательное. Поэтому здесь становится семантической (зна-
285
чимой, т.е. допускающей осмысление, интерпретацию и комментирование) даже информация сигнальная (согласно математической теории, безразличная к значимости сообщения). А семантическая информация (в том числе наделенная переносным значением) может вызывать эмоциональные и поведенческие реакции на уровне сигнальном (бессознательном, рефлекторном, импульсивном).
|
|
По ходу последовательных речемыслительных преобразований возникает семантическая информация второго, третьего и последующих порядков, которая все дальше уходит от конкретики (обобщается, абстрагируется, символизируется) и включается в самодвижение виртуальных категорий. Но, во-первых, самая тонкая игра ума начинается с бессознательной реакции на сигнальный импульс той самой информации, которая и будет подвергнута преобразованию. А во-вторых, на любом этапе преобразований информацию можно ощутить как самодостаточную (целостную и достоверную), и тогда виртуальный образ станет импульсивным сигналом к реальному действию, нередко более эффективному, чем до того. Отсюда видно, что трехходовое фрактальное преобразование (сжатие до самоподобного образа второго порядка — поворот в направлении практического применения — перенос в поле дальнейших итераций), с одной стороны, поддерживает в постоянном напряжении, можно сказать, индуцирует сигнальный импульс информации, с другой — недетерминированный фрактал оказывается открытым не только для случайных, но и для произвольных изменений в параметрах любой из операций трехходового алгоритма. В речемыслительнои деятельности человека это вполне очевидно. Любопытно с этой точки зрения сопоставить хрестоматийный вариант «Сказки о репке» с более древними, восходящими ко времени магического мышления. В канонической записи А.Н. Афанасьева51 не фиксируется ни попыток объяснить, почему же репка не поддается, ни мотивов соучастия («созывают» лишь бабку, остальные приходят неизвестно почему). Среди действующих лиц появляются невообразимые персонажи типа: «пята нога». Число итераций достигает 9 (максимальное значение «магического числа: 7±2», вычисленного классиком инженерной психологии Дж. Миллером52), а заключительная фраза: «Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут:
51 Афанасьев АН. Русские народные сказки: В 3 т. М., 1957. Т. 1. С. 131.
52 См.: Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два // Инженерная психология. М., 1964.
286
,. вытянули репку!» — неотличима от типологической структуры за-i клинания. В хрестоматийном же варианте репка просто «выросла \ большая-пребольшая», персонажи приходят потому, что их лично позвали на помощь, все они в знакомом обличий обитателей одного дома, и даже грубоватое «сучка» заменено на симпатичное «Жучка», итераций осталось всего шесть (близко к минимальному значению «магического числа 7 ±2») и заключительная сцена! похожа скорее на карнавал, чем на ритуал. Все по возможности прояснено, объяснено, упорядочено и даже облагорожено. Изменения в параметры алгоритма вносились целенаправленно. Средствами фрактала культивировалась символика. Как видно, существует не только «фрактальная геометрия природы», но и «фрактальная логика речемыслительнои деятельности». И фрактал в данном случае не просто недетерминированный, самонастраивающийся по ходу дела, но и сознательно настраиваемый, в сущности, виртуальный.
В свете всего изложенного выше виртуальный фрактал предстает как пусковой механизм, технологический режим, выразительное средство и продуктивный вывод Net-мышления. Это типо-формирующая речемыслительная операция соответствующей парадигмы, в полном смысле квинтэссенция сетевого текста. Тогда агитационный слоган СПС: «Хочешь жить как в Европе? — Да. — Голосуй за Кириенко!» — просто сетевой текст на пределе абстракции, сконцентрированный до элементарного алгоритма, до «фрактала» как интегральной единицы общения типа «мифе-мы», «идеологемы», «конструкта», «инстигата» или «трансцензу-са». Но специфика «фрактала» в том, что это не окончательное резюме отдельного произведения, а самоподобный импульс виртуальных итераций во множестве личных текстов (индивидуальных мнений, суждений, решений), каждый из которых подобен состоянию коллективного сознания, как целостный фрагмент фрактала всей фрактальной структуре. В абстракции это очевидно. Каждый законченный фрагмент фрактала подобен целому, как его масштабированная (сжатая и упрощенная) модель, и способен развернуться в бесконечный фрактал. Так, в осколке зеркала можно увидеть то же целостное изображение, что и в большом зеркале. Фракталом, таким образом, представляется не только вся развернутая «структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому» (Б. Мандельброт), но и тот простейший «образующий» элемент, который одновременно и его самоподобная часть, и динамический механизм развертывания. И ключевой эвристической операцией творчества-в-процессе-коммунициро- вания становится вычленение (опознание, оценка, конструирование) исходного «образующего» фрагмента, с которого начинается
287
«раскодирование» (осмысление, анализ, освоение) или регулирование (коррекция, программирование, использование) фрактала.
Есть нечто обескураживающе наглядное в том факте, что высокие абстракции «чистой науки» с почти лабораторной строгостью были использованы в практике «грязной избирательной технологии» имиджмейкеров СПС. В сущности, это был фрактально самоорганизовавшийся контрольный эксперимент, подтверждающий действительность и мощь виртуального фрактала. Но обычный пользователь Сети, так же как и обычный избиратель или обычный журналист, мало заботятся о всеобъемлющих теоретических закономерностях. Люди просто включаются в массовый процесс стихийного порождения, раскодирования, трансляции и ретрансляции «фрагментов», каждый из которых может стать «образующим элементом» общего виртуального фрактала на определенном этапе его развертывания, а может кануть в Лету, вызвав лишь слабые колебания случайных отклонений. Но это уже объективно иной, чем прежде, процесс обращения информации в социуме, который навязывает индивиду принципиально новые приемы ее обработки, декодирования и продуцирования.
Современный человек сталкивается с таким количеством разнообразных и часто внешне не связанных фрагментов информации, что у него появляется возможность и даже необходимость отказаться от установления причинно-следственных отношений и довериться своему сознанию, которое декодирует сообщения по принципу подобия собственным влечениям, потребностям и тем "фракталам", что уже содержатся в памяти и тоже обладают порождающей силой. Он невольно переходит на мышление фрагментами, каждый из которых потенциально способен к образованию фрактала. Мысль при этом стремится к завершению в соответствии с фрактальной логикой, когда вывод не фиксация однозначного следствия единой причины, а кумулятивный эффект множества случайностей, которые взаимодействуют, накапливаются и концентрируются. Подобный тип каузальной зависимости в философическом плане определяется как «кумулятивная причинность»53. Термин восходит к латинскому cumulatio (скопление) и в медицине трактуется как накопление в организме и суммирование действия лекарств, в военном деле — как фокусирование взрывной силы в одном направлении, в юриспруденции — как совокупность улик, в науковедении — как поступательное развитие целого по мере накопления частных изменений, не имеющих общей причины и цели. Кумулятивная причинность
53 См.: Thomstein Veblen. The Place of Science in Modern Civilization and Other Essays. N.Y., 1991.
288
наблюдается повсеместно. И в этом смысле фрактальная логика не противоречит всеобщим закономерностям. А в Net-мышлении (такова специфика новой парадигмы) кумулятивная причинность выступает как принцип всеобщей связи, становится фундаментальной категорией сознания. В содержании виртуального фрактала скапливаются образы реальности и символы культуры, выкладки науки и расхожие мнения, электронные программы и архетипы бессознательного, прозрения ума и ошибки памяти... Но это не синкретическая куча. Что объективно, а что субъективно, что «Я», а что «не-Я» — четко маркировано. Фокус, однако же, в том, что объективное и субъективное, рациональное и иррациональное соотносятся на равных, а возникающие кумулятивные эффекты равно полезны (или равно бесполезны) и для интеллектуальной, и для практической предметной деятельности.
Как интегральная единица общения фрактал представляет собой такой комплекс информации, который, с одной стороны, является простым сообщением о чем-то, а с другой — несет в себе недостающее звено цельной картины и потому одновременно обладает и непосредственной предметностью и типологической обобщенностью. Он и стимулирует рефлекторные реакции, и волнует воображение. В нем чувствуется принципиальная незавершенность, структурная раскрытость для интерактивного контакта. Для его освоения требуется «додумывание», привлечение дополнительных сведений, личный опыт, сверка с реальностью, словом, собственная интеллектуальная активность, как при раскодировании, так и при достраивании. Но это-то и делает сетевой текст особо привлекательным и для реципиента, и для коммуникатора. Для одной стороны тем, что дает массу сведений, оставляет свободу выбора и открывает возможность интерактивного самовыражения. Для другой — тем, что позволяет не объяснять, почему такое происходит, не поучать, как жить, а, доверяясь собственной интуиции или собственному компьютеру, перебирать, что стоит видеть и слышать. Главное при этом (и для реципиента, и для коммуникатора) представлять все как-оно-есть-на-самом-деле. Выводы же осознанно каждый должен делать сам, а бессознательно они сделаются сами неотвратимым фрактальным способом...
По мере развития новых информационных технологий жизненный успех все большего числа людей зависит от умения раскодировать и достраивать виртуальные фракталы. И все чаще класс профессионального журналиста определяется его умением запускать фрактальный механизм сетевого текста. Стиль Net-мышления накладывает свой отпечаток на творчество современных
289
репортеров, обозревателей, комментаторов, ответственных редакторов.
Одним кажется, что это настолько образцовый способ твор-чества-в-процессе-коммуницирования, что они просто публикуют распечатку чат-общения, со всеми гремучими псевдонимами, нелепым сленгом и рваной ритмикой внутренней речи, типа: «Инопланетянину. Так это я по своей природе такой. Хомо вульгарис. Под сапиенса не кошу, пишу, что в голову взбредет. Про мазохизм — недопонял. Сов. Дикая Рожа.... Эспинозику. Ты прав, что здесь базар, но это еще не повод уходить в Гималаи, ибо... Что ибо, как ты понимаешь, Остап не знал. Впрочем, если ты созрел, то счастливого пути. Вернешься — жизни научишь. Зарату-стра Д.»54.
Другие стремятся вывести Интернет непосредственно на журнальные страницы, рассказывая о сайтах в логике и красках Net-мышления: «Шорох туннеля, www.metro.ru — оказался удивительным и странным местом, полным загадок и вопросов, мифов и легенд, проплывающих мимо нас ежедневно в сумраке подземки. Кто знает, что таится за дальними запыленными поворотами, проскальзывающими решетками, трубами, каналами. Индустриальный мир... Инкрустированный лабиринт... Вуали инородного сознания... Он все время приветствует нас, но мы, безропотно пользуясь его добротой, трусливо леденеем перед его уходящим в темноту взором. На поверхности полно дерьма, внутри покоятся засекреченные пещеры. Меня умиротворяли истории этого сайта, эти ветвистые схемы 30-, 50-, 90-х годов, эти безумные проекты будущего: Москва, опоясанная новыми подземными кольцами, открытые правительственные линии, так называемое Метро-2, всеобъемлющие инфраструктуры, подобно всепоглощающим компьютерным паутинам... Я открывал тайны, с монитора веяло дыханием затерянного монстра: и сальные пакеты на мраморных полах, и синие фартуки буфетчиков в хот-догных забегаловках, и дрянь, развешанная на углах и платформах, теряли обыденные очертания за ошарашивающей мистикой бесконечных переплетений туннелей, катакомб и проходов. Я листал и сравнивал размеры и формы, архитектурные и психоделические замыслы, фигуры и мозаики. Множество и множество вопросов, бесконечные переплетения и страхи, истории, истории, истории...»55
Третьи верстают газетную страницу, как пространства дисплея, сводя в единый материал, к примеру, сообщение: «15 декабря Мстислав Ростропович дал в Москве концерт в честь 80-летия
54 Фристайл // Все для Вас. Покупатель. Улан-Удэ, 1995. № 33.
55 Дорошенко С. Специфические взгляды // Актив. 1999. 3 дек.
290
Александра Солженицына»; двойной портрет Солженицына и Ро-строповича на фоне симфонического оркестра; представленную как самостоятельный материал цитату: «Александр Пушкин: "Волхвы не боятся могучих владык, / И княжеский дар им не нужен. / Правдив и свободен их вещий язык / И с волей небесною дружен"»; разведенный по верху и низу полосы слоган: «ДУХ РОССИИ ЖИВЕТ В ЕЕ ХУДОЖНИКАХ» - и предновогоднюю передовицу главного редактора «Духовный центр», основная теза которой: «Мы освобождаемся от магии политики, от гипноза политических блоков и движений. Востребованным становится дух нации... России нужен настоящий центр — Духовный. И его не нужно создавать усилиями изворотливых партстроителей, чиновников и имиджмейкеров. Такой духовный центр существовал всегда. И он постоянно пополнялся новыми талантами. Пришло, однако, время объединиться вокруг него всем»56.
Четвертые добиваются памфлетного звучания публикации об одиозном политике А. Б. Чубайсе тем, что три раза излагают в статье один и тот же материал. Прежде всего бросается в глаза коллаж: первый вице-премьер, элегантный, как нувориш на первом рауте (смокинг, бабочка и все такое), и три экспликации: одна, соединенная белой стрелкой с уголком платочка в нагрудном кармане, так и называется «Карман» и перечисляет фонды и финансовые компании, которыми лично распоряжается Чубайс; другая, от которой стрелка устремляется к напомаженной прическе, обозначена «Мозги» и содержит перечень рекламных служб, газет и телекомпаний, поддерживающих Чубайса; третья, указывающая на лакированные штиблеты, упоминает важнейшие структуры госаппарата, которые подчинены Чубайсу, и называется «Сферы политического влияния». Броский, но сохраняющий неопределенность образ побуждает обратиться к специальной врезке, которая расширяет представление о конфликте Чубайса с другими политиками и олигархами. И, наконец, дело доходит до обширного досье, в котором есть разделы: «Тело», «Карман», «Мозги», «Книгу "Чубайс и его команда" сочиняет внук писателя Гайдара»57.
Пятые компонуют очерк о генерале КГБ, победившем на выборах в губернаторы Воронежской области, из коротких эпизодов жизни героя, одновременно и значимых, и пикантных, и трогательных, и иронических: «Что бывает, когда после коммуниста приходит к власти чекист»; «Джокер»; «Либерал и Держиморда»; «Вороватость — еще полбеды»; «Некое дело в некоей стране»; «Легенда меняется: вы — губернатор»; «Юстус Алексу: Ищите ав-
56 Духовный центр. 1998. 23—31 дек.
57 Викторов К. Теневая империя // Московский комсомолец. 1997. 10 дек.
291
тобус»; «Мать»; «Вера в худшее»; «Себя под Путиным чищу» и т.п. При этом контрапунктом разворачивается изобразительный ряд — «сцены воронежской жизни»: снимки идиллические, но не без издевки. А под портретом героя, сфотографированного за чиновничьим столом, но в столь энергической позе, что галстук сбился на сторону, размещена «Справка "Известий"», излагающая полную биографию губернатора в том же чуть ироническом, но не лишенном патетики стиле: «...рост 178 см, вес 95 кг, глаза карие, волосы седые...; карьера в органах госбезопасности: от оперуполномоченного до генерала; жена — единственная...; предпочтения в музыке — старые советские песни..., в театре — воронежские «примы»..., в курении — «Мальборо» американского производства..., на отдыхе —...шахматы, преферанс»58.
Текстов сетевого типа все больше в средствах массовой коммуникации. Приметы Net-мышления проступают в таких, например, чертах современных mass-media:
• Полиэкранный канал (типа MTV).
• Интерактивные аналитические программы (типа «Времечко», ТВЦ; «Хмурое утро», Ml; радиостанция «Серебряный дождь»).
• Бегущая строка и телефонные опросы новостных программ, «горячий телефон» газетных изданий.
• Совмещение различных каналов массовой информации (например, радиостанция «Эхо Москвы» + телевизионное ток-шоу «Глас народа» + специально организуемый чат Интернета) при создании единой передачи.
• Дисплейная инфографика гвоздевых газетных публикаций (как в таблоидных изданиях «Все и всё», Самара; «Новая газета», Москва; «Сегодняшняя газета», Красноярск; и др.).
• Заботливо инсценируемая спонтанность, неофициальность и фарсовость «народных» зрелищ, конкурсов, хит-парадов, поп-концертов и т.п. (типа «Праздник газеты "Московский комсомолец"», состязание частушечников «Эх, Семеновна!» на ОРТ, сериал «Городок» на РТР, рок-фестиваль «Нашествие» на ТВ-6).
• Синкретический дизайн современных изданий (типа «глянцевых журналов»).
• Сленговая лексика (вплоть до ненормативной).
• Публичная субъективность авторских программ телевидения и радио, персональных рубрик газет и журналов.
Некоторые из этих приемов обозначились в творчестве отдельных журналистов значительно раньше, чем появился компью-
58 Коновалов В. Губернатор Кулаков // Известия. 2001. 9 авг.
292
тер. Может быть, они вообще свойственны психике человека изначально. Вопрос не в приоритете, а в генерализации особого склада мышления и превращении его в массовую установку. Получается, что теперь массовая коммуникация вне контрапункта с Net-мышлением невозможна.
Правда, пока на стыке журналистики и Интернета возникают такие феномены, которые не внушают особого оптимизма. 19 июня 2000 г. программа «Антропология» (НТВ) впервые шла параллельно с трансляцией на телеэкран специального чата Интернета. В студии художник-аниматор рассказывал о своем фильме, а телезрители должны были участвовать в обсуждении по Интернету. Суждения интернетчиков были не то чтобы убоги, а как-то не про то, по типу: «Здесь был Вася». Вот появляется реплика: «Привет из Минска!». Через несколько минут снова: «Привет из Минска!». Минут через 15: «Третий привет из Минска!». Другая реплика: «Ну-ка хоть раз свою фамилию по телевизору увидеть!». На таком фоне слова ведущего: «Чат — это творчество масс и высшее проявление свободы слова», — воспринимались, мягко говоря, иронически. Ведущий начинает пояснять: «Мы убираем только мат и антисемитизм». Между тем на экране идет мульфильм про ощипанную тушку курицы, которая убегает из холодильника и переживает романтические приключения со сверхпрозрачными аллюзиями, а ведущий в своих комментариях отнюдь не избегает непристойных словечек и выражений, оскорбляющих личное достоинство людей.
29 октября 1999 г. сетевое издание http://vesti.ru запустило публикацию Татьяны Д. «Открытка от юбиляра». Вот как оформлен информационный повод: «Евгений Примаков справляет свое 70-летие в Германии. Накануне вылета из Москвы он подписал гневное письмо Президенту России с требованием отставки кремлевской администрации и призывом выйти из политической изоляции». А вот канва комментирования: «Ему исполнилось сегодня 70 лет, есть что вспомнить, за что поднять бокал в кругу близких немецких друзей. Одно непонятно, как жить дальше... цель написания письма вовсе не в доведении до Президента правды жизни. Цель — создать видимость активной жизни, атакующего стиля блока ОВР и его пожилого лидера... Стиль письма, кстати, очень напоминает лучшие образцы коммунистической письменности... Понятно, что сами лидеры письма пишут редко. Но все же, когда они их подписывают во вменяемом состоянии, то обычно читают... Что касается поведенческих проблем, то у Евгения Примакова наблюдается абсолютно неадекватная реакция на программу Сергея Доренко... ОРТ неоднократно "задевало" остальных лидеров ОВР. Но стоило каналу рассказать о болях в тазобедренном суставе главного лидера, так сразу — писать
293
письмо открытое... Человек, привыкший к советской власти и ее номенклатурным правилам, не может смириться с тем, что кто-то будет его открыто критиковать... У Евгения Примакова, похоже, недостаточно финансовых средств, чтобы позволить себе отвечать обидчикам в том же эфирном объеме... Видимо, Евгению Примакову в день его политического совершеннолетия действительно стоит подумать, как жить дальше». Композиция прямая, как указующий перст. Без вариантов, вовлекающих в рассмотрение дополнительные факты, документы, мнения сторонних лиц. Только авторский апломб. Но беспочвенные подозрения, голословные обвинения и личные оскорбления выстраиваются по жесткой схеме планомерного раздражения рефлекторных комплексов брезгливости — отвращения — отторжения. По типологической структуре это заклинание, в основе которого древнее поверье: если вождь («царь, бог и воинский начальник») — стар, немощен и беден, то это приносит несчастье. Хотя «Открытка от юбиляра» опубликована в интернет-газете «Vesti.ru», текст это не сетевой, а мифологический.