Организация и проведение вечеров развлечений

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ. ИХ ВИДЫ И ФОРМЫ. РОЛЬ МУЗЫКИ НА ВЕЧЕРАХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного воз­раста особое место занимают вечера развлечений. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творчес­кой активности, организации дружного коллектива.

Вечера развлечений способствуют всестороннему развитию ре­бенка:

* дошкольники знакомятся с различными видами искусств (музыкальным, изобразительным, элементами театрального) и литературой, их лучшими образцами;

* вечера развлечений возбуждают радостные чувства, повыша­ют жизненный тонус детей;

* способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чув­ства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу;

* позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуаль­ность, уверовать в свои возможности.

Вечера развлечений бывают 3 видов:

1. Организованные для детей взрослыми (дети- слушатели);

2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых (дети - исполнители);

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

Вечера развлечений проводятся в самых разных формах:

1. Концерт.

2. Кукольный театр (народный театр Петрушки, на сценичес­ких планшетах, марионеток, на открытых и закрытых тростях).

3. Теневой театр.

4. Театр теней.

5. Настольный театр игрушки (плоскостной и объемной).

6. Театр пяти пальчиков.

7. Инсценирование на фланелеграфе.

8. Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкаль­ных произведений.

9. Празднование дней рождения детей.

10. Вечера спортивных игр и развлечений.

11. Вечера игр, забав и аттракционов.

12. Вечера детской самодеятельности.

13.  Театрализованные представления.

В развлечениях, проводимых взрослыми, используются пляски, песни, которые дети уже знают или которые они будут разучивать, а также художественные и музыкальные произведения, трудные для детского исполнения, но вполне доступные детскому восприятию.

Для вечеров развлечений второго вида привлекается в основ­ном материал регулярных занятий по музыке, развитию речи, изоб­разительной деятельности, разучиваемый на индивидуальных занятиях.

Инструментальная и вокальная музыка занимает большое мес­то на вечерах развлечений. Сопровождая действия детей, она эмо­ционально углубляет создаваемые ими образы, помогает акти­визировать всех участников - и «актеров», и «зрителей», а в даль­нейшем естественно входит в повседневную жизнь детей, становится им близкой и любимой.

Музыкальные вечера развлечений, т. е. полностью состоящие из музыки, проводятся только один раз в месяц в каждой возрастной группе, чтобы не выработать у детей представление, что без музы­кального «фона» и отдохнуть нельзя. В инсценировках сказок, рас­сказов, стихотворений, музыкальных произведений она стимули­рует ребенка к выразительной игре, помогает создать нужный образ. Являясь и эпизодом, и основой спектакля, органическим компонен­том представления, музыка характеризует поведение и действия персонажей.

На других вечерах развлечений музыка является лишь жела­тельным эпизодом. Например, в теневом и кукольном театрах она украшает спектакль, углубляет впечатления детей, но не является ведущим компонентом. Такое же место она занимает в празднова­нии дней рождения, инсценировании на фланелеграфе, вечерах шуток, забав, аттракционов, спортивных развлечений.

Выбор инструментальной и вокальной музыки, включение ее в тот или иной вид зрелища определяется его содержанием. Глав­ное - всегда помнить о художественности музыкального материа­ла, его качественном исполнении и доступности для детского вос­приятия.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЕЧЕРОВ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Вечера развлечений требуют определенной подготовки как му­зыкального руководителя, так и всего педагогического коллектива.

Тщательно разучиваются песни, пляски; подбираются сценки для настольного театра игрушек, теневого, кукольного театра; изготав­ливаются необходимые декорации и костюмы.

Эти вечера должны проводиться систематически в вечернее вре­мя. Обычно они устраиваются в зале, где есть фортепиано, но мож­но проводить их и в групповых комнатах, на участке детского сада, лесной полянке, даче.

Очень важно, чтобы в вечерах развлечений принимали участие все дети, включая тех, кто не является исполнителем номеров, ро­лей. Воспитатель должен найти возможность всем детям спеть пес­ню, поплясать.

На вечерах развлечений дети могут выступать как индивидуаль­но, так и небольшими группами или всем коллективом. Дети стар­ших возрастных групп с удовольствием самостоятельно устраива­ют представления теневого, кукольного, настольного театров для своих младших товарищей и выступают перед ними с концертами.

Рассмотрим каждую из форм развлечений в детском саду под­робнее.

Кукольный театр  близок и досту­пен маленьким детям. Когда «ожившие» куклы начинают двигать­ся, они «переносят» детей в новый увлекательный мир игрушек, где все возможно и все необыкновенно. Кукольный театр легко орга­низовать в каждом детском саду: почти все куклы можно купить в магазине игрушек, сделать своими руками, а ширму изготовить при помощи столяра или родителей. Музыка предшествует пред­ставлению или служит оформлением его отдельных моментов. Редкий спектакль проходит без пения и плясок кукол. Малыши могут ритмично хлопать под музыку, сопровождающую пляску, дети средней группы - подпевать исполнителям знакомые песни. Старшие дети должны не только петь общие песни, но и напевать сольные партии вместе с героями представления или по их просьбе.

Теневой театр - своеобразный вид кукольного театра. В нем играют не объемные куклы, а куклы-силуэты. Дети очень любят подпевать исполнителям знакомые песни, смотреть, как движутся темные фигурки людей, животных, птиц, зверей на ярко освещен­ном экране. Репертуар кукольного и теневого театров обычно включает народные сказки, маленькие рассказы, инсцени­ровки песен, небольшие сценки.

Театр теней - это показ сценки, стихотворения, небольшой сказ­ки через отражение тени манипуляций пальцев рук на стене или белом экране.

Настольный театр игрушек. Для него обычно используются обычные объемные игрушки или фигурки из картона, фанеры. Вос­питатель руками манипулирует игрушками. Чаще всего представ­ления настольного театра устраивают в младших группах. Чтобы детям было все хорошо видно, их усаживают полукругом перед сто­лом - сценой. Инсценируются обычно знакомые детям сказки, рас­сказы, потешки, стихотворения.

Текст инсценировки должен быть хорошо выучен «актерами» (если инсценируют старшие дети). Музыкальным материалом для представлений настольного театра служат небольшие песни, прибаутки. Иногда показывают, с исполь­зованием грамзаписи, только отдельные движения: зайцы прыга­ют, кошки умываются, куклы пляшут.

Для театра пальчиков (би-ба-бо) не требуется специального оборудования: высокой ширмы, декорации, занавеса и т. д. По­казывать его можно из-за простой настольной ширмы или да­же стула с высокой спинкой. Годится также стол или табурет, поставленный на стол и прикрытый скатертью. Главное в этом те­атре - головки кукол, с которыми нужно тщательно отрепетиро­вать сценки или пьески, отобранные для показа. Театр би-ба-бо можно приобрести в магазине или сделать головки кукол самим.

С успехом применяется в детском саду инсценирование на фланелеграфе. Сделать его не трудно. При помощи фланелеграфа рекомендуется инсценировать любые сказки с не слишком дина­мичным действием, рассказы о природе - цветах, деревьях, птицах, животных. Представление можно сопровождать соответствующей его содержанию музыкой. Фланелеграф применим во всех без ис­ключения группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: