Финансовое оздоровление

       Вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также график погашения задолжности, утвержденный судом.

       Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления, суд утверждает административного управляющего.

       Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолжности, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.[1, с.72]

Размер финансовой помощи должен быть достаточным для погашения долгов предприятия и восстановления его платежеспособности. Таим образом, особенностью досудебной санации является то, что по ее завершении платежеспособность кризисного предприятия восстанавливается, долги полностью погашаются. Участниками досудебной санации, предоставляющими финансовую помощь неплатежеспособному предприятию, могут быть различные лица, в том числе учредители (участники), собственники имущества, кредиторы, а также государство и муниципальные образования.[26, с.16]

Финансовое оздоровление – новая процедура, ранее не известная российскому конкурсному праву. Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.[1, с.5]

            Более подробно процедура финансового оздоровления будет рассмотрена ниже.

       В большей степени содержанию финансового оздоровления соответствует другая процедура банкротства – внешнее управление.

Внешнее управление.

       По результатам финансового оздоровления арбитражный суд может принять определение о введении внешнего управления. Оно вводится арбитражным судом на основании подачи в арбитражный суд ходатайства:

- о переходе к внешнему управлению в случае, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

- возможности восстановления платежеспособности должника в предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки;

- подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если после проведения собрания кредиторов возникли обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена в установленные настоящим Федеральным законом сроки.

       Внешнее управление – процедура арбитражного управления, назначение которой состоит в восстановлении платежеспособности кризисного предприятия с возложением этой задачи на внешнего управляющего, которому переходят полномочия по управлению этим предприятием.[5, с.233]

       Новым Законом о банкротстве установлена большая продолжительность осуществления этой процедуры, чем прежде, до 18 месяцев. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. По сравнению с Законом о банкротстве 1988г. период внешнего управления увеличен на 6 месяцев. Определение о введении или

 

20

 

продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п.3 ст.61 настоящим Федеральным законом.

Действительно, если перед внешним управляющим ставится задача только восстановления платежеспособности, то указанного периода вполне достаточно для выполнения поставленной цели. Если же речь идет о финансовой стабилизации и нормальном функционировании предприятия в долгосрочной перспективе, то временные рамки этой реорганизационной процедуры должны быть существенно расширены и здесь решающее слово, должно быть за кредиторами. Целесообразно сроки проведения внешнего управления увязать со сроками окупаемости инвестиционных проектов.[26, с.14]

       С момента введения внешнего управляющего прекращаются полномочия руководителя организации-должника (он отстраняется от должности) и управление делами возлагается на внешнего управляющего. На внешнего управляющего ложатся обязанности за организацию ведения бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности.

           

Внешний управляющий имеет право:

1.распоряжаться имуществом должника в соответствии планом внешнего управления.

2.заключать от имени должника мировое соглашение.

3.заявлять отказ от исполнения договоров должника.

4.требовать признания арбитражным судом недействительным сделок и решений, заключенных или исполненных должником до даты введения внешнего управления.

       После того, как на предприятии введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий.[9, с.238]

       В мировой практике банкротства существуют несколько концепций моратория. Одна концепция предусматривает к моменту окончания реорганизационной процедуры предъявление в полном объеме штрафов, пени и иных экономических санкций. Согласно другой концепции удовлетворение требований кредиторов на период внешнего управления приостанавливается, они фиксируются на момент его введения и никакие штрафные санкции и проценты не начисляются.

       В российских условиях ни первая, ни вторая концепции не могут быть реализованы в практике арбитражного управления, поскольку в первом случае слишком велико долговое бремя предприятий, а во втором – в условиях высокой инфляции под удар будут поставлены интересы кредиторов. Российский Закон о банкротстве занимает промежуточную позицию: финансовые санкции не принимаются, однако по окончании реорганизационной процедуры кредиторы могут требовать выплаты процентов по ставкам рефинансирования Центрального Банка.

       Если внешнее управление имуществом должника рассматривать в широком смысле, т.е. не как акцию только по восстановлению платежеспособности предприятия, а как процедуру его полной реабилитации, то целесообразно пойти на компромисс, обеспечивающий баланс интересов предприятия-должника и его кредиторов. Интересы

кредиторов должны быть обеспечены не возможностью предъявления требований по выплатам процентов, а реструктуризацией образовавшейся задолжности в долгосрочные ценные бумаги. Закрепление этого положения в законодательном порядке способствовало бы устойчивому развитию предприятий в долгосрочной перспективе.[26, с.16]

       Не позднее чем через месяц, с даты своего утверждения, внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по

21

 

восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника

признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст.3 настоящего Федерального закона.

       Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолжности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия должника;

- замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.[17, с.16]

       По истечении своей деятельности, внешний управляющий предоставляет отчет. В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- о продлении установленного срока внешнего управления;

- о прекращении производства по делу, в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.[17, с.17]

       Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: