Понятие, классификация индексов. Основные задачи индексного анализа

Индекс представляет собой относительный показатель, выражающий соотношение значений признака изучаемого явления во времени, в пространстве или сравнение фактических данных с данными, принятыми за основу для сравнения.

Статистика осуществляет классификацию индексов по следующим признакам:

1. В зависимости от объекта исследования:

· индексы объемных (количественных) показателей (индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления)

· индексы качественных показателей (индексы цен, себестоимости, заработной плата)

2. По степени охвата элементов совокупности:

· индивидуальные индексы (дают сравнительную характеристику отдельных элементов явления)

· общие индексы (характеризуют изменение совокупности элементов или всего явления в целом)

3. В зависимости от методологии исчисления общие индексы подразделяются на:

· агрегатные (агрегатные индексы являются основной формой индексов и строятся как агрегаты путем взвешивания индексируемого показателя с помощью неизменной величины другого, взаимосвязанного с ним показателя).

· средние (являются производными от агрегатных)

4. В зависимости от базы сравнения различают:

· базисные (если при исчислении индексов за несколько периодов времени база сравнения остается постоянной)

· цепные (если база сравнения постоянно меняется)

Индексный анализ позволяет решать такие задачи как:

· оценка динамики обобщающих показателей, характеризующих разнородные совокупности;

· анализ влияния факторов на изменение результативных обобщающих показателей;

· анализ влияния структурных сдвигов на изменение средних показателей по однородной совокупности;

· территориальные, в том числе международные сравнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: