Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева

    Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, наша «копилка», пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день может «лопнуть». Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств, от гнева необходимо освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми способами.

    Многое зависит от того, в какой форме – вербальной или физической – выражает ребенок свой гнев. Можно нарисовать обидчика, подписать так, как он хочет (один на один с ребенком, вне поля зрения соперника). Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения воспитателя, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

    Помочь детям доступным способом выразить гнев могут: «Мешочек (стаканчик) для криков», «Волшебная труба «Крик» и т.д.

    Видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать спортивные соревнования. Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада:

* легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень;

* мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может бить, колотить;

* резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу;

* газета, которую можно комкать и швырять, не боясь что-либо разрушить и разбить.

    Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

    Существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка: игры с песком, водой, глиной.

Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

         Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Необходимо учить детей распознавать свое эмоциональное состояние при помощи игр, «Доска настроений». Еще один способ научить ребенка понимать свои эмоции – рисование на темы «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместите на мольберте нарисованные фигурки людей в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Если ребенок верно «расшифрует» послание своего тела, он сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт. Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если оно будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

    Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень способности чувствовать состояние другого человека, вставать на его позицию. Поэтому так важна работа воспитателя по развитию у ребенка сочувствия и доверия. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив, в гости клоунов Оха и Аха, или других героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем попросят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на 2 группы, одна из которых говорит от имени Оха, другая – от имени Аха. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

    Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если толкнули, и ты упал, и др.

    Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как клоун Ох поссорился с клоуном Ах». Прежде, чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом, поставить себя на место сказочных персонажей.

    Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его. Гораздо полезнее сказать ему о своих чувствах, используя «я - сообщение». Например, вместо: «Ты почему не убрал на место книги?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда книги валяются на полу». Так вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценку его поведению. Вы говорите о себе, своих ощущениях.

    Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: