Известный психиатр Р. Кэмпбелл выделяет 5 способов контроля поведения ребенка: 2 из них позитивные, 2 негативные и 1 нейтральный.
К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь его, взять за руку и отвести и т.д.)
Модификация поведения – нейтральный способ контроля – предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна применяться слишком часто, т. к. впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Чтобы устранить такие формы поведения, как скрытая форма агрессии, система поощрений и наказаний должна быть продумана. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство ребенка. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.
Подведение итогов. Рефлексия.
Вернемся к нашей схеме. Под лучами солнца, под теплым и заботливым взглядом воспитателя, благодаря его терпению, заботе, пониманию, любви и уважению личности ребенка распускается цветок-ребенок.
На мольберт прикрепляется цветок. Педагоги на каждом лепестке цветка пишут личностные качества ребенка: например, уникальный, любимый, веселый, радостный, добрый.
Итак, процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный по времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополагающая роль при этом отводится воспитателю, который, владея способами регуляции поведения, может корректно подойти к решению данной проблемы.
Приложение 1
Памятка для родителей.
Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности.
· Будьте внимательны к чувствам и желаниям ребенка. Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
· Адекватно оценивайте возможности ребенка. Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
· Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без лишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
· Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам. Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
· Умейте идти на компромисс.
· Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе – быть родителем – не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
· Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.
· Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
· Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям. Никогда не заставляйте его забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь? Ведь ты хороший, добрый».
· Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
· В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре: подраться с подушкой, рвать бумагу, используя «Стаканчик для крика», высказать свои отрицательные эмоции, поколотить стул надувным молотком, громко спеть песню. Можно налить в ванну воду, запустить в нее пластмассовые игрушки и бомбить их мячом, пробежать несколько кругов вокруг дома, покидать мяч об стену, устроить соревнование «Кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?»
· Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окликните ребенка.
· Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ему переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул…»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Приложение 2